Международные соревнования по вертолетному спорту. Вертолетный спорт

Белорусская сборная заняла второе место на чемпионате мира по вертолетному спорту в Минске. Кроме того, один из её экипажей впервые вошел в число призеров в личном зачете, сообщили БелТА в Белорусской федерации авиационного спорта.

Как отметили в БФАС, это лучшее выступление белорусских вертолетчиков в истории. В командном зачете победила сборная России, выигравшая и все прошлые чемпионаты. Замкнули тройку польские пилоты. Среди экипажей уже двукратными чемпионами стали Максим Сотников и Олег Пуоджюкас, выступающие за Россию. На втором месте оказались их соотечественники Андрей Орехов и Вадим Сазонов. Бронзу мирового чемпионата в самой известной дисциплине – слаломе впервые завоевали белорусы Алексей Мочанский и Антон Данченко.

Слалом считается одной из самых известных и захватывающих дисциплин в вертолетном спорте. Пока пилот управляет воздушным судном, оператор должен спустить на канате ведро, наполнить его водой из бочки, пронести через ворота и поставить на стол. Причём судьи меряют уровень воды линейкой и карают штрафами, если она во время полета разливается. Все это требует от экипажей предельной точности, ловкости и молниеносной реакции.

Белорусы преуспели и в отдельных дисциплинах. В частности, экипаж Владимира Бугаева и Андрея Рогонова взял золото в параллельной развозке грузов. Пилоты тренируются в Витебском аэроклубе.

«Белорусская сборная превзошла свои прежние результаты. Если на прошлом чемпионате у нее было только одно командное место, то сейчас есть награды и в личном зачете. Надо понимать, что в вертолетном спорте нельзя сразу же стать чемпионом - это всегда планомерное развитие. И мы видим, что оно более чем успешное: минские и витебские пилоты вошли в число лучших вертолетчиков мира. Они показали хорошие результаты практически в каждой дисциплине», - подчеркнул генеральный секретарь БФАС Антон Быстров.

Российский пилот Олег Пуоджюкас отметил, что чемпионат в Минске организован на высшем уровне. «Видно, что в Беларуси вертолетный спорт поддерживается, - сказал он. - Россия и Беларусь - это все одна школа. Мы ещё научили поляков, которые уже начинают нас по-хорошему прижимать. Так что спортивная семья увеличивается. Мы стараемся передать свой опыт другим странам».

В чемпионате мира принимали участие 36 экипажей из разных стран. Самой многочисленной была российская сборная - 13 экипажей. В Минск также прилетели вертолетчики из Польши, Австрии, Германии, Китая и Украины. Все экипажи выполняли упражнения на двух моделях вертолетов - Robinson R-44 и Ми-2.

Напомним, Беларусь подала заявку в Международную авиационную федерацию (FAI) на проведение чемпионата мира весной 2016 года. Президент международной вертолетной комиссии CIG FAI Жак Берло в ответ лично посетил соревнования в Минске и высоко оценил уровень их организации. В январе прошлого года Минск официально выбрали местом проведения чемпионата мира по вертолетному спорту 2018 года. Основным этапом подготовки стал тест-чемпионат, на котором 27 экипажей из пяти стран боролись за медали в семи дисциплинах.

27 июля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Белорусская сборная заняла второе место на чемпионате мира по вертолетному спорту в Минске. Кроме того, один из ее экипажей впервые вошел в число призеров в личном зачете, сообщили БЕЛТА в Белорусской федерации авиационного спорта.

Как отметили в БФАС, это лучшее выступление белорусских вертолетчиков в истории. В командном зачете победила сборная России, выигравшая и все прошлые чемпионаты. Замкнули тройку польские пилоты.

Среди экипажей уже двукратными чемпионами стали Максим Сотников и Олег Пуоджюкас, выступающие за Россию. На втором месте оказались их соотечественники Андрей Орехов и Вадим Сазонов. Бронзу мирового чемпионата впервые завоевали белорусы Алексей Мочанский и Антон Данченко.

Белорусы преуспели и в отдельных дисциплинах. В частности, экипаж Владимира Бугаева и Андрея Рогонова взял золото в параллельной развозке грузов. Пилоты тренируются в Витебском аэроклубе. «Белорусская сборная превзошла свои прежние результаты. Если на прошлом чемпионате у нее было только одно командное место, то сейчас есть награды и в личном зачете. Надо понимать, что в вертолетном спорте нельзя сразу же стать чемпионом — это всегда планомерное развитие. И мы видим, что оно более чем успешное: минские и витебские пилоты вошли в число лучших вертолетчиков мира. Они показали хорошие результаты практически в каждой дисциплине», — подчеркнул генеральный секретарь БФАС Антон Быстров.

Российский пилот Олег Пуоджюкас отметил, что чемпионат в Минске организован на высшем уровне. «Видно, что в Беларуси вертолетный спорт поддерживается, — сказал он. — Россия и Беларусь — это все одна школа. Мы еще научили поляков, которые уже начинают нас по-хорошему прижимать. Так что спортивная семья увеличивается. Мы стараемся передать свой опыт другим странам».

В чемпионате мира принимали участие 36 экипажей из разных стран. Самой многочисленной была российская сборная — 13 экипажей. В Минск также прилетели вертолетчики из Польши, Австрии, Германии, Китая и Украины. Все экипажи выполняли упражнения на двух моделях вертолетов — Robinson R-44 и Ми-2.

В выходные соревнования продолжатся, но уже на Кубке мира. Пилоты будут состязаться в вертолетных гонках, которые можно будет увидеть в Минске на авиационном фестивале #Пронебо. Победителя определят в формате на выбывание: после квалификации восемь лучших экипажей выйдут в финал, где будут соревноваться по парам. Посмотреть состязания может будет бесплатно на аэродроме Боровая. На фестивале представят около 30 летательных аппаратов: аэростаты, вертолеты, автожиры и самолеты, в том числе ночной бомбардировщик По-2.

11 из 15. Именно столько раз российским вертолетчикам удалось победить в командных и личных зачетах чемпионата мира. На счету хоккеистов или футболистов сборной России подобных достижений нет. Тем не менее как зовут Овечкина или брата-близнеца Василия Березуцкого, знает почти вся страна. А, например, о заслугах экипажа мастеров спорта международного класса Максима Сотникова и Олега Пуоджюкаса – едва ли один из тысячи россиян.

Давайте поможем восстановить справедливость (хотя бы в рамках этой статьи!) и уделим заслуженное внимание такому удивительному вертолетному спорту.

Вертолетный спорт: родом из СССР

Родиной вертолетного спорта многие ошибочно считают Европу. И хотя впервые чемпионат мира по вертолетному спорту действительно прошел в Германии (1971 год) и без участия советских летчиков, идея международных соревнований принадлежала Советскому Союзу. Кроме того, программа первенства мира включала много наработок Федерации вертолетного спорта СССР, где на тот момент уже успели провести 12 внутренних соревнований.

В первых всесоюзных состязаниях, которое проходило в Калуге в 1958 году, участвовали вертолеты Ми-1. Позже в борьбе за чемпионство России стали выступать Ка-26, Ми-2 и . За всю историю советского вертоспорта было установлено 47 рекордов и воспитано более 1200 мастеров спорта.

Сегодня за развитие этого направления в России отвечает ФВС (Федерация вертолетного спорта), созданная в 1994 году.

Деятельность Федерации вертолетного спорта России

Главная задача Федерации – организовывать (по своей инициативе) и проводить (на свои средства) региональные, областные и всероссийские соревнования; растить чемпионов и нести этот вид спорта в массы.

Регулирует работу федерации Президиум во главе с Ириной Грушиной, которая является одновременно президентом ФВС и делегатом России в комиссии FAI (от франц. Fédération Aéronautique Internationale – международная авиационная федерация), где представляет интересы нашей страны.


Федерация объединяет 50 регионов страны, каждому из них присвоен статус регионального отделения ФВС. За присутствие остальных субъектов руководство активно борется: ставит главной своей целью популяризацию вертолетного спорта по всей стране.

Несмотря на то, что ФВС России – организация добровольная и некоммерческая, раз в год она отчитывается в использовании своего имущества, публикуя данные в открытом доступе. Бюджет федерации формируется в основном за счет членских и благотворительных взносов, а также средств от выступлений на различных состязаниях, выставках и шоу.

В Программу по развитию вертолетного спорта до 2020 года включен важный пункт: повысить интерес к этому виду активности за счет публикаций в СМИ и интернете. Проще говоря, создать благоприятный информационный шум. И кто знает, может быть, через несколько лет количество новостей с вертолетных соревнований в лентах Фейсбука будет таким же, как сегодня у мемов с ДиКаприо.

Делегаты, т. е. представители местных вертолетных школ, раз в четыре года собираются на Конференции ФВС, на которой каждый из них имеет право предложить свою тему совещания, а решения принимаются большинством голосов (у всех по одному голосу – равноправие торжествует!). Кстати, о равноправии. Если заглянуть в список кандидатов в сборную на ЧМ-2016, то становится понятно: женщины-пилоты участвуют в соревнованиях наравне с мужчинами (10 из 26).

Чемпионат мира: россияне на высоте

Лучшие спортсмены российского чемпионата отбираются на первенство мира – система прозрачна. Мировые соревнования по вертолетному спорту проводятся под эгидой федерации FAI раз в два (реже три) года. В списке ее стран-участников более сотни государств, причем наша страна относится к категории «активных». Это означает, что все дисциплины вертолетного спорта по регламенту FAI практикуются на территории России. Проще говоря, российские чемпионаты соответствуют международным стандартам и уже в рамках домашних соревнований наши спортсмены «репетируют» мировое первенство.

Либо этот факт, либо качественная подготовка советских времен, либо свойственная русскому менталитету смелость (а может, все вместе?) помогают нашим вертолетчикам регулярно занимать пьедестал на международных чемпионатах – быть на высоте во всех смыслах этого слова.

В одном интервью Ирина Грушина сказала: «Шансов не победить у нас нет, потому что на сегодняшний день мы действительно сильнейшие в мире». И оно было в 2012 году, по факту слова Президента ФВС и сегодня не просто выражение амбициозности, а объективная реальность. И этим нам можно гордиться (знать – как минимум!)

Программа мировых соревнований

Соревнования международного уровня по вертолетному спорту, как правило, включают 4 основных элемента:

  • Навигация

Экипажи пролетают дистанцию протяженностью 90 км с тремя поворотными пунктами, зоной поиска и зоной сброса кеглей и мешков с рисом, а затем прибывают в точное время.

  • Полет на точность

Вертолеты перемещаются на высоте 2–3 м вперед-назад, вправо-влево и по диагонали по заданному маршруту. Коридоры, по которым они должны двигаться, обозначены на земле белой краской. Помимо движений, участники выполняют два полных разворота в двух направлениях (влево и вправо), а в конце упражнения сажают вертолет на пятисантиметровую линию.

  • Развозка грузов

В рамках этого задания член экипажа, или оператор, наполовину высунувшись из кабины, старается поместить груз, привязанный на трос, в специальные контейнеры. Тут очень важна слаженность экипажа: только слушая указания партнера, командир сможет направить вертолет в нужное место.

  • Слалом

На высоте от 3 до 5 м вертолеты с ведрами, наполненными водой, пролетают между стойками ворот, а в финале упражнения ставят его на стол диаметром 1 м.

Перед началом каждого из упражнений участники собираются на линии старта, проходят экспресс-осмотр на техническую исправность, получают инвентарь (при необходимости) и указания дальнейших действий.

Спортсмены также могут принять участие в многоборье (суммируются баллы за 4 элемента) и командном соревновании (суммируются очки за элементы, выполненные несколькими экипажами одной команды).

Обязательные элементы демонстрируют ювелирную технику и отточенное мастерство пилотов, но не всегда зрелищны. Чтобы добавить элементы шоу, в программу чемпионата включаются такие эффектные упражнения, как параллельный слалом, вертолетные гонки, индивидуальный фристайл или открывание бутылок (см. видео ниже). И хотя баллы за них в личном или командном зачете не учитываются, зато плюсуются к карме пилотов – в качестве благодарности за доставленные приятные эмоции. А еще пилоты за них получают отдельные кубки.

Правила и некоторые особенности проведения соревнований

Вертолетный спорт подчиняется правилам российского законодательства относительно проведения спортивных мероприятий и использования воздушного пространства. Как и в других видах спорта, для допуска к соревнованиям спортсмены обязаны проходить медицинский осмотр (включая антидопинговую проверку) и предоставить свидетельство обязательного медстрахования и полис страхования жизни от несчастных случаев.

Более точную информацию и полные версии официальных документов можно прочитать на сайте ФВС России либо FAI (на англ. языке).

Это общая информация. Что же касается частностей, то о паре значимых мы поговорим ниже.

  • К соревнованиям допускаются совершеннолетние пилоты, имеющие налет на вертолете не менее 15 часов (в том числе как минимум 10 часов из них по программе соревнований) и свидетельство пилота.
  • Для участия в командных зачетах от одной страны допускается от 3 до 5 экипажей (ни меньше, ни больше нельзя). Исключение делается лишь для чемпионов прошлогоднего первенства: им дают шанс отстоять титул вне зависимости от количества уже заявленных от страны экипажей.
  • Использование любых средств, способных облегчить выполнение упражнений (от автопилота до мобильного телефона), запрещено во время чемпионата. Причем этот запрет распространяется не только на пилотов, но и на судейскую коллегию. Допустимо только применение рации, навигационной линейки и расчетчика.
  • В соревнованиях участвуют только вертолеты с двумя членами экипажа. К управлению вертолетом допускается один пилот (командир экипажа), второй выполняет роль штурмана.


  • Можно использовать вертолет любого производителя и любой модели. Допускается пилотирование на арендованных машинах и моделях, находящихся в собственности авиашкол. Главное, чтобы технические характеристики позволяли выполнять элементы.
  • Итоги соревнований можно оспорить либо устной претензией, либо, если она не дала нужного результата или не была учтена, с помощью письменного протеста. По такой же схеме можно заявить и о каких-либо нарушениях и спорных ситуациях. Нужно учитывать, что за подачу официального протеста потребуют взнос, который будет возмещен в случае удовлетворения жалобы.
  • Существуют ограничения по погодным условиям, в частности, видимость не должна быть менее 2 км, а ближайший уровень облаков – находиться на расстоянии 300 м от земли. Требования могут меняться в зависимости от законодательных норм страны, в которой проводятся соревнования.

Что имеем в итоге? Яркий вид спорта с богатой на достижения историей. Так почему же соревнования по нему не показывают по федеральным каналам (только изредка в ленте новостей)? Возможно, потому что в сознании большинства до сих пор вертолетный спорт подходит лишь для элиты и доступен только избранным («и вообще, лучше возьми мяч и иди во двор с ребятами побегай»). Да, вертолетный комплекс есть не в каждом городе. Да, обучение в летных школах обходится дорого (в среднем полный курс обучения пилотированию на Robinson R44 стоит 1,5 млн рублей). Зато по ощущениям и атмосфере вертолетный спорт не сравнится ни с каким другим. Кроме того, можно обучаться не в частном порядке, а стать учеником аэроклуба и заниматься в секции, внося, как правило, символическую сумму (например, у ДОСААФ России, которая готовит спортсменов и тренеров для нашей сборной, членский взнос составляет от 30 рублей).

Новости Беларуси. Беларусь принимает Чемпионат мира по вертолетному спорту. Открытие первенства состоится 24 июля на аэродроме «Боровая», сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Все участники уже прибыли в нашу страну. Многие даже успели осмотреть соревновательную трассу. Под белорусским флагом выступят семь экипажей на вертолетах МИ-2 и «Робинсонах».

Любовь Приходько, абсолютная чемпионка мира по вертолетному спорту:
Пробую ход педали, ход ручки.


И так на протяжении полувека. Эта женщина – легенда мировой авиации и настоящий символ винтокрылого спорта Украины. Любовь Приходько – абсолютная чемпионка мира в пилотировании вертолетов. Высокий титул она добыла 40 лет назад, когда мировое первенство проходило в Витебске. Сегодня авиаледи снова на белорусской земле. Повторить триумф надеется, но уже вместе со своими учениками. Это важнее личных наград, ведь вертолетный спорт в Украине из небытия возродился не так давно.

Любовь Приходько:
Меня пригласили, но как опытного спортсмена для того, чтобы возродить вертолетный спорт в нашей Украине.

Очень приятно, что и у белорусов, витебские ребята молодые, молодые девчата.

Мы один экипаж уже подготовили, я считаю, достаточно сильный. И наша задача – подготовить еще два молодых экипажа, чтобы они пришли на замену.


Первые соревнования в белорусском небе начнутся уже 24 июля. 36 экипажам предстоит соревноваться в развозке грузов, навигации – здесь у белорусов явное преимущество (отыскать цель на знакомой территории, согласитесь, проще), полете на точность и командной эстафете.

Алена Сырова, СТВ:
Все участники нынешнего Чемпионата мира по вертолетному спорту условно разделились на два лагеря: одни прилетели в Беларусь своим ходом (как, например, экипаж из Украины). Другие, как, например, гости из Китая (им лететь очень долго) соревноваться будут на наших МИ-2 и «Робинсонах».


Сборная Китая по вертолетному спорту:
Мы все прилетели в Беларусь впервые. Наша команда состоит из шести человек. Свой вертолет не привезли, потому что путь слишком далекий, мы и сами из Пекина летели 9 часов. И хоть и не фавориты, но приехали побороться за победу. Наши пилоты – не любители, а профессионалы, они в Китае обучают начинающих летчиков вертолетному делу.



Кстати, далеко не все спортсмены по профессии летчики. Например, в нашей команде есть и сотрудники МЧС, и даже медики.

Беларусь – одна из немногих стран, где вертолетный спорт поддерживает государство. Но опираясь на мировой опыт, все чаще в небо приходят люди, состоявшиеся и состоятельные. Пример – глава нашей Федерации вертолетного спорта – бизнесмен Александр Центер.

Александр Центер, председатель Белорусской федерации авиационного спорта:
Российская сборная сегодня явно фаворит. Много вертолетов, может быть, больше денег немножко, чем у нас. Но не раз и не два за прошедшие годы бывали ситуации, когда только удача помогала им получить золото.

У сборной Беларуси есть шансы побороться за золото на этом чемпионате?

Есть, потому что это годы и десятилетия подготовки. Но вот увидим буквально завтра-послезавтра, следите за результатами.


Еще один пилот по призванию и телеведущий по роду деятельности – Леонид Якубович не смог пропустить главное мировое первенство. Он, как и многие другие, прогнозировать результаты опасается (слишком непредсказуемый вертолетный спорт), но поддерживать будет лучших. Кстати, Леонид Аркадьевич – частый гость в нашей стране, все же корни его из Беларуси, а с минским клубом ДОСААФ его связывает крепкая дружба.


Уже 24 июля Леонид Якубович и лучшие авиаторы продемонстрируют высший пилотаж в белорусском небе во время торжественной церемонии открытия чемпионата.

Гарри Георков, заслуженный тренер России, мастер спорта СССР по вертолетному спорту:
Мы ничего сложного не покажем, покажем доступные вещи, которые, наверное, будут интересны многим. Вот, Леонид Аркадьевич справляется прекрасно!



Основные состязания примет легендарная «Боровая». Авиашоу состоится на аэродроме «Липки». Именно эта авиабаза по завершению мирового первенства станет полноценным домом для минского ДОСААФ и многих авиагостей нашей страны. Там уже готовят будущих звезд белорусского вертолетного спорта. За нынешних же асов, защищающих цвета белорусского флага, приглашают болеть вплоть до 29 июля.

Событие такого масштаба - большая редкость для российского вертолетного спорта. Чемпионаты мира у спортсменов-вертолетчиков проводятся раз в три года начиная с 1971-го и только в третий раз в нашей стране. Мы уже принимали лучших вертолетчиков мира в 1978 году в Витебске и в 1994-м в Москве. В этот раз в гости к нам приехали спортсмены из 11 стран: Австрии, Белоруссии, Бельгии, Великобритании, Германии, Китая, Польши, Украины, Франции, Швейцарии и России. 50 экипажей выступали на различных типах вертолетов - Ми-2, Robinson R-44, Eurocopter ЕС-120, Eurocopter AS-350, Robinson R-22, BO-105, Gazelle, Bell-206, Hughes 300, Guimbal Cabri G2. Судейскую коллегию возглавил Вольфганг Перплис (Германия), заместителем главного судьи стал Валерий Болвачев (Россия).

22 августа на торжественной церемонии открытия участников и гостей чемпионата приветствовали глава Серпуховского муниципального района Александр Шестун, Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации, начальник центра управления полетами летчик-космонавт Сергей Крикалев, президент ФАИ Джон Груббстром, президент международной вертолетной комиссии ФАИ Дэвид Гамильтон, заместитель председателя правительства Московской области Анатолий Насонов, генеральный секретарь ФАИ Жан-Марк Бадан, президент Федерации авиационных видов спорта России Владимир Иванов, почетный президент ФВС России, Герой Советского Союза Виталий Павлов, заместитель председателя Центрального совета ДОСААФ Виктор Чернов. Все они пожелали участникам соревнований успехов в предстоящей борьбе. Затем под гимн России Виктор Коротаев и Николай Буров, абсолютные чемпионы состоявшегося в 2008 году в Германии 13-го чемпионата мира по вертолетному спорту, подняли над аэродромом флаги России и ФАИ и президент Федерации вертолетного спорта России Ирина Грушина объявила 14-й чемпионат мира по вертолетному спорту открытым. В заключение церемонии 11 вертолетов пронесли над аэродромом флаги стран - участниц соревнований. В этот же день на чемпионат мира в Дракино приехал губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, чтобы обсудить с организаторами чемпионата мира и представителями ФАИ проведение всемирных воздушных игр в его регионе в 2015 году.

23 августа начались соревнования. В соответствии с положением по проведению чемпионатов мира по вертолетному спорту программа чемпионатов мира включает в себя 5 упражнений. Четыре из них: упражнение №1 - "навигация с точным прибытием по времени и сбросом груза", упражнение №2 - "полет на точность", упражнение №3 - "развозка грузов", упражнение №4 - "слалом" являются обязательными и идут в общий зачет. Упражнение №5 - "фристайл" - спортсмены выполняют по желанию. Каждая из дисциплин напоминает упражнения, которые выполняют военные летчики и пилоты спасательных служб, для повышения своих летных навыков, где от экипажа требуется высочайшее мастерство пилотирования, внимание, взаимодействие, отличное знание карт, умение ориентироваться на местности, твердая рука, хорошее зрение, меткость. Для экипажей очень важно взаимопонимание, так как пилот во многих случаях управляет вертолетом только по подсказке оператора. Первыми были разыграны медали по дисциплине №2 - "полет на точность". Победителями стали: Жуперин Александр и Буров Николай (Россия), на втором месте Дэвид Монкс и Кэролайн Гью-Купер (Великобритания), на третьем Курпитко Евгения и Стриенок Владимир (Россия - Белоруссия). Вторым упражнением, разыгранным в этот день, стало упражнение №3 - "развозка грузов". Призовые места заняли: 1-е место - Дегтярь Виктор, Васильев Петр (Россия), 2-е место - Тупиков Сергей, Пинтелин Алексей (Россия), 3-е место - Майоров Алексей, Костин Сергей (Россия). 24 августа спортсмены соревновались в упражнении №1 - "навигация с точным прибытием по времени и сбросом груза". В этой дисциплине не было равных экипажу в составе Сотникова Максима, Пуоджюкаса Олега (Россия). Вторыми стали Орехов Андрей, Калинин Виктор (Россия), третьими Курпитко Евгения, Стриенок Владимир (Россия - Белоруссия). Лидерство в многоборье захватил экипаж Жуперина Александра, Бурова Николая (Россия).

На выходные дни, 25 и 26 августа, организаторы чемпионата запланировали самые зрелищные мероприятия. 25 августа утром спортсмены состязались в упражнении №4 - "слалом". С заданием лучше всех справились Сотников Максим, Пуоджюкас Олег (Россия), второе место занял экипаж в составе Приходько Любови, Шварца Сергея (Украина - Россия), третье место Жуперин Александр, Буров Николай (Россия). Вечером спортсмены состязались в упражнении №5 - "фристайл". Браво Елене Жупериной (Россия), единственной женщине, выступившей в этом упражнении и рискнувшей сразиться с самыми титулованными пилотами! Лучшими, по мнению судей, были: Зигфрид Шварц (Австрия), Квентин Смит (Великобритания), Максим Сотников (Россия). По итогам многоборья абсолютными чемпионами мира стали Жуперин Александр и Буров Николай. Второе место заняли Тупиков Сергей и Пинтелин Алексей. Третье место выиграли Сотников Максим и Пуоджюкас Олег. Весь пьедестал почета заняли спортсмены России! Среди женских экипажей победителями стали Косенкова Людмила, Прокофьева Елена (Россия), на втором месте Шпиговская Галина, Губарь Любовь (Россия), третье место у наших молодых спортсменок - Афанаскиной Маргариты и Замулы Евгении (Россия). Лучшими среди юниоров стали: Владимир Бугаев (Белоруссия), Тони Иберлер (Германия), Никита Лаптев (Белоруссия). В командном зачете безоговорочно первое место заняла сборная команда России, на втором - Великобритании, на третьем - Германии.

26 августа зрителей ждали вертолетные гонки. На параллельных площадках два вертолета одновременно выполняли упражнение "развозка грузов". Лучшие 16 экипажей из разных стран боролись за выход в финал по системе "play off". Победителем стал российский экипаж в составе Сотникова Максима, Пуоджюкаса Олега. После завершения соревнований участников чемпионата и зрителей ждала развлекательная программа, коньком которой стало авиационное шоу, включившее в себя пилотаж российского боевого вертолета Ка-52 "Аллигатор", выступления знаменитой пилотажной группы "Беркуты" на вертолетах Ми-28Н. Еще одним сюрпризом для всех стал российский вертолет Ми-38, который на глазах многих тысяч зрителей пошел на установление нового мирового рекорда по высоте полета в классе Е-1h, категории ФАИ для вертолетов взлетной массы от 10 до 20 тонн. Многоцелевой вертолет Ми-38 является разработкой Московского вертолетного завода имени М. Л. Миля, входящего в холдинг "Вертолеты России". Командир экипажа Владимир Кутанин, второй пилот Салават Сандриев, штурман-испытатель Олег Репитило, ведущий инженер Игорь Клеванцев преодолели высоту в 8,6 тысячи метров.

Пресс-секретарь холдинга "Вертолеты России" Роман Кириллов отметил: "Предыдущая рекордная высота в 8,5 тысячи метров была получена в летных испытаниях также российскими пилотами. Нынешний рекорд официально зарегистрирован и войдет в историю мировой авиации". Вечером состоялась официальная церемония закрытия и награждение победителей. На торжественном ужине участникам чемпионата были вручены специальные призы.

Замечательный праздник вертолетного спорта состоялся благодаря финансовой и организационной поддержке генерального партнера 14-го чемпионата мира по вертолетному спорту ОАО "Вертолеты России", официального партнера-компании "ЮТэйр", партнеров чемпионата компании "Авиамаркет", "Лукойл", "Аэросоюз", "Техноавиа", стратегических партнеров "Аэротранс", "Баркол", "Парк Дракино", "Росавиация", "Тех-эстетика". Огромное им спасибо за поддержку. Все соревнования сопровождались комментариями известного спортивного комментатора Дмитрия Губерниева и старшего тренера ЦСК ВВС Михаила Бибишева.