Как научиться делать вращения в танце. Вращения на середине зала на уроках народного танца

Урок народного танца состоит из двух основных частей: экзерсиса у станка и на середине зала. Экзерсис на середине зала включает в себя:

  • дробные выстукивания на месте и в продвижении;
  • мужские трюки на месте и в продвижении;
  • вращения на месте и в продвижении;
  • этюды в различных характерах.

Прежде чем изучать виды вращений, нужно дать обучающимся понятие о «точке вращения». Объяснить правильные положения рук, корпуса, шеи и головы во время исполнения вращений.

«Точка вращения» - это направление взгляда вперед в одну точку на уровне своих глаз. Если «точку» держать ниже уровня глаз (заниженная), то во время вращений исполнитель будет смещаться вперед. Если «точку» держать выше уровня глаз (завышенная), то смещение будет происходить назад. И параллельно может сопровождаться головокружением. Главное помнить, что вращения исполнялись на одном месте без смещения.

Один из способов отработки «точки вращения»:

Муз.р-р 2/4

Preparation (препарасъон) - подготовительное движение, выполняемое перед началом упражнения:

1-и-

2-и-

1-и-

2-и- пауза.

В начальных стадиях возможно исполнение препорасьона на 4 Т (в два раза медленнее).

Главные моменты, которые нужно учитывать при исполнении вращения:

  • шея всегда должна быть ровной при повороте, без изгибов и запрокидываний;
  • амплитуда головы четкая и резкая;
  • руки вытянуты в стороны (не нужно их заводить назад за уровень плеч);
  • корпус ровный.

«Ось вращения» : дать учащимся возможность ощутить как внутри тела проходят якобы два крепких прямых стержня, один из которых проходит от макушки головы до области копчика, а второй от кончиков пальцев левой руки до кончиков пальцев правой руки. И пересекаются эти стержни в одной точке (область шейного позвонка). И ощутить чтоб эти два стержня были ровные. Это поможет избежать прогибов в пояснице, торчящих лопаток, расслабленных брюшных мышц.

При разучивании вращения вправо нужно отрабатывать и технику вращения влево (параллельно). Это поможет развить вестибулярный аппарат к исполнению вращения во всех направлениях

«Пируэты»

Муз.р-р 2/4

Исходное положение (И.П.):

Preparation :

Руки в подготовительном положении (п.п.) - опущены вниз. Занимает 2 такта (Т)

1-и- руки из п.п. перевести в I позицию (поз.), взгляд направлен на пр.кисть, наклон голвы слегка влево;

2-и- из I поз.руки раскрыть во II (ладони вверх), взглядом проводить движение пр.руки, голову повернуть вправо.

1-и- ладони рук развернуть вниз, голову повернуть прямо, взгляд направить в точку перед собой на уровне глаз;

2-и- пауза.

Одно вращение занимает пол такта, исполняется на «за такт» (количество поворотов зависит от возраста детей):

-и- центр тяжести с двух ног перенести на пр.ногу (опорную), в это время левой ногой (л.н.) сделать толчок от пола сгибая ее в колене;

-1- взгляд направлен в точку №1 зала (вперед. Происходит поворот на 360° на подушечке пр.стопы, л.н.согнута в колене и поджата под себя. После поворота резким движением поставить л.н. в И.П. (I прямую поз.).

Колени обеих ног вытянуть, бедра подтянуть. Центр тяжести вновь распределить на обе ноги. Поворот головы сделать резко и взгляд направить в точку №1. Руки направить в сторону, ладони развернуты вниз. Спина ровная, шея вытянутая.

-и-2 - все повторить.

Следить за тем, чтобы после поворота л.нога (стопа) находилась точно рядом с правой по I прямой позиции (ошибка если стопа ставится в сторону от опорной, теряя тем самым ось вращения).
«Абертас»

Муз.р-р 2/4

III свободная поз. ног, руки в п.п.

Preparation :

Руки в подготовительном положении (п.п.)-опущены вниз. Занимает 2 такта (Т)

1-и- руки из п.п. перевести в I позицию (поз.), взгляд направлен на пр.кисть, наклон головы слегка влево;

2-и- из I поз.руки раскрыть во II (ладони вверх), взглядом проводить движение пр.руки, голову повернуть вправо.

1-и- пр.н. поставить epaulment(эпольман) croiser (круазе) в точку зала №8 через полупальцы (п/п) на всю стопу,согнуть в колене на demi plie (деми плие). Л.н.согнутую в колене прижать сзади на sur le coup de pied (сюр ле ку де пье). Корпус направлен в точку зала №8. Лев.рука остается вытянутой в сторону, правую согнуть в локте и прижать слегка к грудной клетке;

2-и- л.н.поставить сзади на всю стопу на деми плие, пр.н.открыть в сторону на 25° с вытянутым коленом и стопой, корпус en face (ан фас), взгляд в точку зала №1, пр.руку открыть в сторону во поз (ладноь развернуть вниз).

Одно вращение занимает 1Т, исполняется на «за такт» (количество поворотов зависит от возраста детей):

-и- пр.ногой сделать demi rond (деми ронд) назад с вытянутой стопой;

1- сделать соскок на п/п л.ноги на demi plie (деми плие), пр.ногу согнуть в колене и прижать сзади л.ноги на sur le coup de pied (сюр ле ку де пье). Взгляд удерживать в направлении точки №1 зала, корпус в это время поворачивается на 90° вправо, шея ровная;

-и- переступить на п/п пр.ноги на demi plie (деми плие), л.ногу приподнять от пола

2 - сделать доворот корпуса на 90°(корпус повернуть en fase -ан фас- в точку №1 зала). Одновременно сделать выпад на всю стопу л.ноги на demi plie (деми плие), пр.ногу с вытянутой стопой и коленом открыть в сторону на 25 , голову повернуть прямо.

Следить за тем, чтобы во время исполнения не было прыжка на опорной ноге, а все исполнялось на соскоке-на одном уровне в demi plie (деми плие), и за полным поворотом корпуса, иначе открывание ноги не будет происходить точно в сторону.

Вращение с сокращенной стопой

Муз.р-р 2/4

Исходное положение (И.П.):

I прямая поз. ног (стопы вместе, носки смотрят вперед), руки в п.п.

Preparation :

Руки в подготовительном положении (п.п.)-опущены вниз. Занимает 2 такта (Т)

1-и- руки из п.п. перевести в I позицию (поз.), взгляд направлен на пр.кисть, наклон голвы слегка влево;

2-и- из I поз.руки раскрыть во II (ладони вверх), взглядом проводить движение пр.руки, голову повернуть вправо.

1-и- ладони рук развернуть вниз, голову повернуть прямо, взгляд направить в точку перед собой на уровне глаз;

2-и- demi plie (деми плие)

1- сделать вскок на п/п пр.ноги (центр тяжести перенести с двух ног на одну), стопу л.ноги в сокращенном положении прижать щиколоткой к щиколотке пр.ноги, сохраняя I прямую поз (носки смотрят вперед), колени обеих ног прдельно вытянуты, бедра подтянуты, одновременно сделать поворот вправо на 360 °. Поворот головы резкий, руки направлены в сторону, ладони развернуты в пол;

-и-

2-и- повторить движение «1-и- ».

Следить за тем, чтобы ноги были ровные и подтянутые во время поворота, щиколотки обеих стоп находились вместе.

Вращение со вскоком

Муз.р-р 2/4

Исходное положение (И.П.):

I прямая поз. ног (стопы вместе, носки смотрят вперед), руки в п.п.

Preparation :

Руки в подготовительном положении (п.п.)-опущены вниз. Занимает 2 такта (Т)

1-и- руки из п.п. перевести в I позицию (поз.), взгляд направлен на пр.кисть, наклон голвы слегка влево;

2-и- из I поз.руки раскрыть во II (ладони вверх), взглядом проводить движение пр.руки, голову повернуть вправо.

1-и- ладони рук развернуть вниз, голову повернуть прямо, взгляд направить в точку перед собой на уровне глаз;

2-и- demi plie (деми плие)

Одно вращение занимает пол такта (количество поворотов зависит от возраста детей):

1- вскочить на п/п л.ноги, перенести центр тяжести с двух ногу на одну, колено левой ноги при этом предельно вытянуть и подтянуть бедро, а пр.ногу, сгибая в колене, прижать вытянутой стопой к колену л.ноги (опорной в данном случае), колено которой направить вперед по I прямой позиции. Одновременно сделать поворот вправо на 360 ° «на подушечке» л.ноги, поворот головы при этом резкий, «точку вращения» четко сфокусировать в точку № 1 зала на уровне глаз;

-и- после поворота вновь сесть в demi plie (деми плие) по I прямой позиции, центр тяжести на обе ноги, взгляд направлен в точку №1 зала на уровне глаз, руки направлены в сторону, кисти развернуты в пол;

2-и- повторить движение «1-и- ».

Следить за тем, чтобы во время поворота движение пр.ноги было резким во время того, когда она, сгибаясь в колене прижимается стопой к колену оп.л.ноги, иначе будет «занос» во вращении в сторону от оси вращения.

Вращение с припаданиями

Муз.р-р 2/4

Исходное положение (И.П.):

III cвободная поз. ног,пр.нога впереди, руки в п.п.

Preparation :

Руки в подготовительном положении (п.п.)-опущены вниз. Занимает 2 такта (Т)

1-и- руки из п.п. перевести в I позицию (поз.), взгляд направлен на пр.кисть, наклон голвы слегка влево;

2-и- из I поз.руки раскрыть во II (ладони вверх), взглядом проводить движение пр.руки, голову повернуть вправо.

1-и- ладони рук развернуть вниз, голову повернуть прямо, взгляд направить в точку перед собой на уровне глаз;

2-и- demi plie (деми плие) на пр.ноге, стопу лев. ноги прижать сзади на sur le coup de pied (сюр ле ку де пье).

Одно вращение занимает 1такт, исполняется «за такт» (количество поворотов зависит от возраста детей):

-и- переступить на п/п л.ноги, стопу пр.ноги слегка приподнять от пола, одновременно сделать поворот корпуса вправо на 90° так, чтобы корпус был направлен в точку №3 зала, колени свободны и слега присогнуты, руки натянуты в сторону, голова в положении en fase остается;

1 - переступить на всю стопу пр. ноги, стопу л.ноги приподнять от пола (сделать припадание на деми плие на пр. ноге), корпус повернуть еще на 90° вправо, голову удерживать в положении en fase, не допуская изгибов в шее в это время;

-и- переступить на п/п л.ноги, стопу пр.ноги приподнять от пола, сделать еще поворот корпуса на 90 °(в положении точки №7 зала), одновременно резким поворотом шеи и головы на 360° вернуть взгляд в точку №1 зала (en fase) на уровне глаз;

2- сделать еще доворот корпуса на 90°, в итоге корпус возвращается в пepвоначальное положение en fase ,руки направлены в сторону, голова прямо, шея ровная.

Каждому, кто занимается танцами (а особенно такими стилями, как сальса, румба, аргентинское танго и др.), будет интересно узнать некоторые тонкости и секреты исполнения танцевальных па. Особенно это касается такого сложного элемента, как вращение. Поговорим о том, как же все таки правильно вращать партнершу, чтобы она не упала и никуда не улетела)). А девушкам будет интересно узнать: как удержаться при вращениях и при этом отлично выглядеть в танце. Конечно речь здесь пойдет не о одинарных поворотах, а о двойных, тройных и более.

Кружимся и кружимся

Как правило, девушки очень любят похвастать своим умением классно танцевать. А если у нее отлично получается вращение, то можете быть уверены, что ваша партнерша просто ждет не дождется, когда вы ее закружите.

Можно даже сказать так: все девушки (касательно вращений в танце) делятся на 2 категории - те кто умеет и любит крутиться, и те кто любит, но еще не научился.

Именно поэтому, во время исполнения танца со знакомой партнершей, если вы знаете, что она легко делает двойной оборот, попробуйте закрутить ее третий раз. Не останавливайтесь на достигнутом.

Однако не следует переусердствовать с вращениями. Новичков вращать сильно не рекомендуется, поскольку падения - очень часто приводят к травмам. Количество поворотов является показателем уровня пары, а отсутствие падений - показатель уровня партнера.

Техника исполнения и ведения в повороты (для партнера)

  1. Внимательно наблюдайте за тем, что происходит вокруг. Особенно это актуально во время дискотеки, где часто можно встретить множество личностей навеселе. Если они толпятся возле вашей пары, лучше отойти подальше.
  2. Наблюдайте за стабильностью партнерши до, во время и после поворота. Если ее начинает заносить, то скорее всего проблема в ней. В таком случае следует уменьшить количество и интенсивность поворотов. Однако же, если опытные партнерши, во время танцев с вами теряют стабильность, то скорее всего дело именно в вас. И самое главное, если партнерша начинает падать, ловите ее, во что бы то ни стало!
  3. Обязательно учитывайте музыкальный темп. Для каждого поворота должен быть хотя бы один или два счета.
  4. От подготовки к выполнению поворота зависит 70% успеха, а потому подготавливать данное движение следует с особой тщательностью.
  5. Заранее рассчитывайте количество, выполняемых партнершей, поворотов. Нет ничего хуже, чем партнер, не уверенный в себе и своих замыслах.
  6. Серьезно отнеситесь к завершению поворота. Завершая движение, дайте понять партнерше, что этот поворот последний. Вовремя опустите ее руку, чтобы девушку не занесло.
  7. Перед выполнением следующих движений, дайте партнерше отдохнуть. Не начинайте сразу входить в цикл следующих сложных фигур, поскольку девушка может потерять равновесие. Дайте ей отдышаться, сделайте бейсик или приобнимите ее, не останавливая танец. Партнерша по достоинству оценит вашу заботу.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «АРС»

Утверждаю

Директор МОУ ДОД ДЮЦ «АРС»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«ТЕХНИКА ВРАЩЕНИЯ ТАНЦОВЩИКА»

школы народного танца

г. Кострома 2009г.

Общеизвестно, что каждая мышца имеет свои функциональные возможности. Одна работает долго и сильно, другая короче и слабее. Вместе они дополняют, гармонизируют действия друг друга. От того, в какой последовательности и силе работают мышцы в подготовительном периоде вращения, во многом зависит качество самого вращения.

При исполнении технически сложных движений необходима предельная концентрация мышечных усилий. Но не грубое напряжение, а точно управляемые, в необходимой последовательности действия мышечно-связочного аппарата. Перед различными группами мышц необходимо «ставить» точные задачи по координации и силе напряжения. Преподаватель объясняет методику и приёмы исполнения поворота. При начальном проучивании ученик выполняет поставленные педагогом задачи, контролирует их, целеустремлённо направляя работу мышц. Так в тренировочном процессе происходит передача информации от памяти произвольной, к так называемой «мышечной». Именно она вынуждает мышцы действовать почти автоматически, основываясь на предыдущих тренировочных командах. При многократных повторных действиях мышцы как бы фиксируют нужный режим своей работы в пространстве и времени. Так мышечно-связочный аппарат начинает действовать как бы автономно от коры больших полушарий.

Все движения человека в жизни и танце обусловлены сократительной деятельностью скелетной мускулатуры. Она состоит из отдельных мускулов. Мышцы, в свою очередь, состоят из пучков мышечных волокон, выполняющих ту же функцию, что и отдельно взятая мышца.

Относительно способности к вращательным движениям можно разделить на две группы.

Первая группа объединяет в себе, как правило, небольшое количество учащихся, обладающих «природным» вращением. Они, кроме того, владеют и естественной «природной» координацией. Такие учащиеся наделены от природы специфическим, интуитивным «умением» корпуса находить верное положение относительно опорной ноги в процессе вращения. Среди хореографов бытует выражение «природное вращение». Танцовщик, обладающий этим качеством, исполняет вращательные движения с видимой лёгкостью. Однажды взятый им форс действует продолжительное время, заставляя тело вращаться. Форс как бы не угасает, внутри тела нечто сущее всё время поддерживает процесс вращения.

Ко второй группе относятся учащиеся, не обладающие достаточным природными способностями к вращательным движениям и исполнение которых представляет для них определённые трудности. В этой группе особенно важно создать и тренировать внутреннюю координацию до автоматического воспроизводства необходимых мышечных усилий. Формы вращения, приёмы исполнения туров и других элементов с поворотом различны. При их обучении нужно подходить ко всем вращательным движениям с определёнными методическими рекомендациями и требованиями.

Способность вращаться у обучаемого формируется параллельно с другими необходимыми качествами танцовщика – выворотностью, гибкостью, постановкой корпуса, пространственной координацией. Вращение, как правило, является завершающей фазой развития многих движений. Одной из задач изучения туров является воспитание у танцовщика такого ощущения «внутреннего форса», когда однажды взятый форс при внешней статике формы, позы вращения поддерживается специфическими внутренними усилиями. «Внутренний форс» - некий пульс, в процессе тренировок возникающий в теле танцовщика и помогающий вращаться продолжительное время. Благодаря ему поддерживается инерция взятого первичного форса, преодолевается «затухание» вращения и действующее в противоположном направлении силы трения. Иносказательно данный импульс можно сравнить с двумя предметами – камнем и самолетом. Это качество формируется постепенно специальными упражнениями и рекомендациями преподавателя. Педагог помогает учащемуся через направленные волевые усилия придать мышцам верное исполнение движений.

Освоение ПРОЦЕССА «живого» вращения может быть достигнуто рядом тренировочных упражнений и рекомендаций, основанных на системном подходе, знаний функциональных возможностей мышечно-связочного аппарата конкретного исполнителя. Изучив существующие методики обучения вращению, а также на основе собственного практического опыта учащегося, сделаем попытку ответить на вопросы, каким образом можно добиться поддержания единожды взятого форса, как создать ощущение так называемого «внутреннего форса», какие группы мышц и в какой последовательности необходимо тренировать для более эффективного исполнения вращательных движений. Вращение рассматривается нами не просто в виде оборотов вокруг своей оси пусть подтянутого, собранного, но внутренне неподвижного корпуса, а как ПРОЦЕСС функционирования человеческого тела в состоянии вращения. Мы изучаем возможность сознательного управления этим ПРОЦЕССОМ.

На уроках особое внимание следует уделить первым «кирпичикам» в фундаменте всех вращений. Это воспитание ощущения «внутреннего форса», умения при минимуме физических усилий достигать максимальной подтянутости корпуса и опорной ноги. Наиболее эффективно эти задачи можно решать при тренировке поворотов на двух ногах.

При их проучивании необходимо формировать специальные умения и навыки согласно всем методическим требованиям, описанным в учебниках по классическому танцу. Однажды приобретенные навыки исполнения движений (полуповоротов) следует постоянно «подпитывать» закрепляющими приёмами (особенно после временных перерывов в занятиях).

Поднявшись на полупальцы, необходимо опираться на полупальцы обеих ног равномерно. Во время поворота нужно строго следить за равномерностью нагрузки на полупальцы двух ног. Исполнитель должен научиться формировать «ЛИНИИ НАПРЯЖЕНИЯ», специфический мышечный тонус. Линии напряжения проходят через ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО подтянутые мышцы ног от пальцев ног через голеностопный, коленный суставы, бедро к «бедренным косточкам». Эта условная нить взаимосвязанных, взаимоопределяющих, взаимопомогающих друг другу мышечных усилий поможет исполнителю точнее управлять распределением центра тяжести на двух ногах. Две «ЛИНИИ НАПРЯЖЕНИЯ» взаимодействуя должны поворачивать тело вокруг продольной оси вращения. Предельной подтянутости можно достигнуть, если от «бедренных косточек» через «ЛИНИИ НАПРЯЖЕНИЯ» ощутить эффект «отталкивания» полупальцами от пола.

Полуповорот на двух ногах вначале проучивания должен исполняться в медленном темпе. Рекомендую музыкальную раскладку – один полуповорот на две четверти – делать до тех пор, пока в теле не появится ощущение управляемости вращением, его скоростью и направленностью. Благодаря существованию точно организованных «ЛИНИЙ НАПРЯЖЕНИЯ» это ощущение должно возникнуть в районе передних остей тазовой кости, то есть в районе поперечной оси корпуса. Это и называется «внутренний форс».

Полуповорот в пятой позиции на двух ногах содержит в себе относительно действий опорных ног, оба направления вращения en dehors и en dedans. Следует обратить на это внимание ученика и следить за точным исполнением методической рекомендации. Полуповорот на двух ногах в 5 позиции всегда происходит в сторону сзади расположенной ноги. Если правая нога находится сзади, то поворот следует исполнять вправо. Если левая нога находится сзади, то – влево. В то время как пятка ноги, находящейся сзади, активно двигается вперёд, пятка ноги, находящейся в 5 позиции впереди с некоторым сдерживающим движение усилием, продвигается назад. Движение пятки одной ноги вперёд является признаком поворота en dedans (поворот внутрь, «к себе»). Движение пятки другой ноги назад является признаком поворота en dehors (поворот наружу, «от себя»).

Благодаря сформированным в полуповороте ЛИНИЯМ ДВИЖЕНИЯ ног, ученику ведущим элементом вращения всегда следует считать движение пятки ноги, находящейся в 5 позиции сзади. Действия ноги, находящейся в 5 позиции впереди должны быть корректирующими, компенсационными, несколько тормозящими динамику вращения. От правильности проучивания полуповорота на двух ногах зависит качество исполнения более сложных поворотов и эффективность их усвоения.

В полуповороте тренируется крепкое, уверенное положение корпуса над ногами без запрокидывания спины в грудном отделе назад или наклона вперёд. Тренируется идеальное вертикальное положение всего тела во время вращения. Хорошо поставленная ось вращения, точное ощущение её, позволяет взятому для пируэта форсу быть продолжительным во времени. В этом смысле природное вращение это и умение естественно, легко находить ось вращения при центре тяжести тела, точно расположенном над точкой опоры. Искусственно тренированное вращение – это постоянные поисковые усилия оси вращения, процесс потери и восстановления тела на этой оси.

Поперечная ось туловища, находящаяся в районе передних верхних остей тазовой кости должна быть тренирована точно поворачиваться, вокруг вертикальной оси тела. Вертикальная же ось тела в идеале проходит вдоль линии затылочной части головы, через позвоночный столб и опускается при повороте на двух ногах равномерно между ног.

Существует естественное побуждение ученика при вращении управлять его механикой в плечевом суставе. Обыденной деятельностью человека этот сустав развивается быстрее других частей тела. В силу этого в танце может происходить неосознанное смещение необходимого центра усилий из района тазового пояса в область плечевого. Такое смещение не только огрубляет движения, но и препятствует качественному вращению. Всегда нужно помнить, что те или иные качества, приобретённые искусственным путём при не востребовании их регулярными занятиями, ослабевают и в дальнейшем могут исчезнуть совсем. Следовательно, тренировать качество «внутреннего форса» следует постоянно из урока в урок, как и многие другие качества необходимые для точного исполнения движений. Переходя от простых форм вращения к более сложным, необходимо продолжать закреплять навыки и ощущения действий мышечно-связочного аппарата выработанные во время тренировки полуповорота на двух ногах в 5 позиции. Тело учащегося должно вращаться, «завинчиваясь» в пространство. Это ощущение можно сравнить с действиями шестерёнки, которая своими зубчиками, отталкиваясь от точек опоры, осуществляет движение.

Во время исполнения поворота корпус должен быть собран и подтянут. Ошибкой следует считать зажатость, закрепощённость в статическом положении. Подтянутый корпус танцовщика должен не только восстанавливать теряемую в процессе вращения ось поворота, но и направлять само вращение.

Начиная проучивание первоэлемента всех вращений – полуповорота на двух ногах, в мышечно-связочном аппарате необходимо тренировать разделение функций различных сторон корпуса. Различных, но взаимосвязанных! При вращении направо, правая сторона корпуса должна отводиться, она является отводящей стороной, левая же сторона постоянно приходит на её место. Она является стороной наводящей. Данные приёмы не должны восприниматься лишь как обозначение направления вращения, они призваны способствовать вращению функционально. Проученные и воспроизводимые в «первокирпичике» они должны действовать автоматически и в более сложных вращениях. И чем сложнее, виртуозное вращение, тем сильнее должны воспроизводиться телом учащегося выше описанные действия. Это будет способствовать лёгкости исполнения самых сложных прыжков типа tour в воздухе в два оборота, jete entrelace и других. Тренировка «внутреннего форса» происходит в самых разнообразных движениях, исполняемых с поворотом. Battement tendu en tournant, rond de jambe par terre en tournant, rond de jambe en lair en tournant, tour lent в различных позах, tours в больших и малых позах, многочисленные прыжки в повороте, разнообразные вращения в народном танце.

Принято считать, что действия головы при вращении имеют значение как ощущение танцовщика в пространстве. «Оставление головы» в избранную точку пространства, безусловно, имеет эту функцию. Но следует подчеркнуть, что исполнители чаще всего используют лишь первый момент фиксации головы, когда голова остаётся в «точке». В методике описано, что в начале поворота голова отстаёт от поворота тела, фиксируя точку вращения. В продолжении поворота голова должна обогнать поворот тела. При начале очередного поворота повторяется отставание головы, а затем опережение поворота тела. Данное функциональное действие головы имеет для качества вращения принципиальное значение. Опережая поворот корпуса, голова способна выполнить функцию стимулирования поворотов при многократно их повторении. Сила инерции поворота головы может создать дополнительный импульс для вращения только в случае хорошо подтянутого, лёгкого корпуса, усиливающего поворот даже от небольшого по силе внешнего действия. Таким образом, действия головы имеют две функции – ощущение танцовщика в пространстве и функции динамической, ускоряющей вращение.

В задачу обучения вращательным движениям входит обучение точности в пространстве. Она определяется точками плана класса, описанными в учебнике «Основы классического танца». О моменте построения позы вращения в пространстве подробно говорится в учебнике «Классический танец». Различные формы вращения обуславливают и момент появления формы, позы вращения в пространстве. Но во всех случаях относительно пространственных точек плана класса изменение позы вращения от подготовительного положения должно быть минимальным. При начале вращения не должна возникать резкая ступенька, прерывистость между взятым первичным форсом для вращения и действиями отводящей и наводящей сторон корпуса, к использованию «внутреннего форса» в процессе вращения. Необходимо научиться, возможно, быстрее и качественнее передавать инерцию первичного форса в функционирование тела танцовщика в процессе вращения. Действия отводящей и наводящей сторон корпуса должно быть логичным и динамичным продолжением и развитием первичного внешнего форса. Резкое толчкообразное действие мышц плечевого пояса и опорной ноги сделают границу перехода во вращение помехой его качественного и виртуозного исполнения.

Все виды вращений начинаются с preparation – подготовительного движения, исходного положения. Качество вращения непосредственно связано с качеством подготовительных движений. Как различные формы вращения, так же различны и многообразны действия, предваряющие вращения. Точность начала вращения относительно положения корпуса в пространстве обуславливает качество и выразительность туров и других вращательных движений. Находясь в одном положении (preparation), корпус танцовщика уже должен быть готовым воспринять форму вращения. В подготовительном положении нужно научиться «предчувствовать» дальнейшие усилия по формированию необходимой позы. Действия танцовщика должны быть минимальными по амплитуде, но максимально эффективными для возникновения «внутреннего форса» и поддержания инерции вращения. Вначале полуповорота в 5 позиции следует подняться на полупальцы, сохраняя положение корпуса в ту же точку плана класса, в которую он был направлен при исходном положении. Ошибкой следует считать вытягивание ног к моменту окончания поворота. Ошибки ведут к двум неблагоприятным для ращения последствиям. Первое невытянутые ноги – не позволяют создать ЛИНИИ НАПРЯЖЕНИЯ. Они не позволяют возникнуть в теле танцовщика ощущению «Внутреннего форса». Второе – сам поворот теряет свою необходимую выразительность. При визуальном наблюдении корпус во время поворота сохраняет статичное положение.

При тренировке целого поворота на 360 градусов вращение должно быть управляемым за счёт перемены ног в 5 позиции. Но за счёт перемены ног можно повернуться лишь на 180 градусов. И всё же вскок в положение формы вращения следует совершить в направлении точки preparation. Доворот можно завершить, переведя тяжесть корпуса на ногу, совершающую поворот en dehors, то есть находящейся в 5 позиции сзади. Ошибкой будет отделение освождающейся от опоры другой ноги, она должна быть прижата к полу, но не препятствовать вращению, не тормозить его.

Для эффективного формирования «внутреннего форса», следует остановиться и на действиях опорной ноги. Опорная нога должна быть вытянута до начала поворота. Чтобы обеспечить минимум усилий при максимуме эффективности, необходимо следовать следующим принципам. При переходе из demi plie на полупальцы, первоначально следует вытянуть коленный сустав и лишь, затем усилием голеностопного сустава подняться на полупальцы. Быстрота, чёткая направленность функциональных действий опорной ноги способствует верному формированию оси вращения. При исполнении полуповорота ноги должны быть выворотны, опорная нога натянута, полупальцы высокие. Натянутость опорной ноги зависит от портняжной мышцы. Портняжная мышца одна из наиболее длинных мышц человеческого тела. Она проходит практически через всю нижнюю конечность, соединяя её верхнюю и нижнюю части в единое целое. Закрепляется она в бедренной части ноги в подвздошной кости. Расположение портняжной мышцы имеет своеобразный характер. Она спиралевидно обвивает нижнюю конечность. При движении ноги портняжная мышца как бы охватывает все другие и направляет работу, делает их действия более целенаправленными, не даёт им расслабиться. Таким образом, портняжную мышцу следует считать главной составляющей натяжения ноги, а следовательно, в большой степени ответственной за формирование оси вращения. Если не принимать во внимание описанные свойства портняжной мышцы и не учитывать необходимости последовательного и быстрого вытягивания опорной ноги, то с формированием «внутреннего форса» неизбежно возникнут трудности. Вытягивание коленного сустава обеспечивают мышцы способные к большей амплитуде и силы действия, чем мышцы голеностопа. При подтянутых мышцах бедра подъём на полупальцы обеспечит более точное сохранение оси. Корректирующие действия по сохранению вертикали оси будут меньшей амплитудой и напряжения.

«Корпус может найти равновесие вокруг своей оси во время тура при условии очень скупых и сдержанных движений, дающих импульс для поворота…», пишет. Устойчивое равновесие – это ощущение своего тела в пространстве. Чем меньше точка опоры, соприкосновение полупальцев с полом, тем более тонкая совершенная должна быть мышечная работа по корректировке оси вращения. Нельзя допускать большой амплитуды смещения центра тяжести. Необходимо «предвидеть» потерю равновесия. При смещении центра тяжести влево следует смещать центр тяжести вправо и наоборот.

При завершении вращения действия танцовщика также должны быть управляемы, точно направленные. После исполнения заданного количества пируэтов, необходимы действия, ведущие к торможению вплоть до полной остановки, прекращения инерции вращения. Торможение возможно прекращением функций наводящей стороны. Для прерывания вращательного движения при повороте направо в момент приближения остановки нужно жестко фиксировать лопатку и плечевой сустав левого плеча. Осуществляя противоход нужно направлять напряжение в противоположную вращению сторону.

«Художественным пируэтом считается тот, который делается без видимого напряжения, при незаметной подготовке и с сохранением эквилибра корпуса, остающегося всё время в строго вертикальном положении, как при начале, так и во время его исполнения», писал С. Худяков. Для достижения виртуозного исполнения вращательных движений необходимо гармоничное участие различных мышц танцовщика, грамотно тренированных в учебном процессе.

Список использованной литературы:

1. « История танцев»

2. «Основы классического танца»

3. «Классический танец. История и современность. возникновение техники классического танца»

4. , «Азбука классического танца»

Для начала давайте определимся с терминами. Не претендую на строгую академичность, постараюсь лишь определить ключевые понятия так, как используют их танцоры.

Пусть вращение – круговое движение тела относительно неподвижной оси. Поворот – это вращение в продвижении, хотя он очень часто среди танцоров употребляется как синоним слову вращение.

Ось – прямая, вокруг которой происходит вращение

Импульс , он же форс – кратковременное приложение силы в определенном направлении.

В сальсе можно выделить три вида поворотов: простые , или разделенные; вращения , или spin turns; и повороты как таковые, то есть вращения в продвижении.

В самом простом виде разделенные повороты – это right и left turns, а повороты в продвижении – inside и outside turns. Тем не менее, в основе этих видов поворотов лежат spin turns, поэтому разберем их подробно.

Spin turns

Эти вращения происходят на одном месте, состоят из подготовки, импульса, непосредственно вращения и остановки.

Импульс

Импульс, как следует из определения – вещь кратковременная. Он появляется в результате «разности потенциалов» между разными частями тела. Его можно взять руками, плечами, бедрами, коленями и еще много чем. Вся фишка заключается в том, что откуда бы ни брался импульс, он должен прийти в тело, в рамку (плечи+бедра) и запустить поворот независимо от себя. Важно знать то, что если мышцы корпуса расслаблены, то импульс не пройдет и не будет работать. Равно как если мышцы чересчур зажаты: в таком случае импульс погасится в них. До, во время и после поворота все тело должно быть собрано, как при беге.
Очень многие люди растягивают импульс, заставляя его «тянуть» поворот. Представьте, что вам необходимо прокатить шар из пункта А в пункт В. Если мы сейчас не говорим о точности траектории, то логичнее было бы толкнуть шар, сообщить ему импульс, который докатил бы его до финиша самостоятельно. Человек же, растягивающий импульс, подобен тому, который катит шар рукой всю дорогу из пункта А в пункт В.

Повороты с растянутым импульсом, как правило, более тяжелые, медленные и хуже контролируются.
Итак, необходимо собрать импульс в теле. Для этого у нас есть мышцы пресса и груди. Если мы берем импульс руками, то нужно постараться «остановить» собственную руку мышцами груди, а затем сразу расслабить их. Это приведет к тому, что импульс из руки пройдет в тело. Если при этом последнее находится в тонусе, то импульс пройдет в противоположное руке бедро.

Если импульс берется от скручивания плеч относительно бедер, то мышцы пресса позволяют создать должного уровня сопряжение, и теперь, после того как плечи и бедра приходят в ровное положение, в теле появляется импульс, направляющий поворот.

Мы находим самым эффективным методом создания импульса сопряжение между руками в мышцах груди. Для того чтобы это сделать нужно сначала познакомиться с пружинкой. Пружинка – это такое состояние в мышцах, когда они не расслаблены, не зажаты и «соединены» между собой. Ее можно ощутить, если поставить человека и раскрыть ему руки в стиле free hugs. Если он держит пружинку, то, начав раздвигать одну руку наружу, вы почувствуете сопротивление в другой. Если нет, то вашему давлению будут сопротивляться только мышцы той руки, на которую вы давите. Когда руки находятся в сопряжении, они становятся системой, которая реагирует и работает слитно, перераспределяя напряжение между ее частями.
У этой системы есть два состояния – нулевое (нейтральное) и ненулевое. В нулевом состоянии мышцы груди расслаблены, в любом другом – собраны и как бы стремятся вернуть руки в нейтральное положение. Это понятие пружинки является одним и составляющих объема при ведении.

Итак, для того чтобы взять импульс мы разводим руки в положение free hugs, собирая мышцы груди и всего корпуса. Теперь предстоит самое сложное. Необходимо отпустить сопряжение в одной из рук, противоположной стороне поворота. То есть, если вы поворачиваетесь вправо – в левой руке. Рука сразу направится в нейтральное положение, и в момент, когда она приходит в него, вам необходимо остановить ее мышцами груди и сразу же расслабить их. Поздравляю – импульс в поворот уже в вашем теле! Сопряжение позволяет многократно увеличить силу получаемого вами импульса, а остановка руки грудными мышцами – отправить его в тело.

Итак, еще раз определю основные принципы, касающиеся управлением импульсом:
Импульс проводится только в собранном теле: перенапрягать, а равно и полностью расслаблять мышцы нельзя
Импульс кратковременный и возникает только от «разности потенциалов» в разных частях тела, то есть повороты а-ля «дверца» будут скорее неверны
Импульс необходимо провести в корпус, чтобы он «превратился» в поворот. Вращение не может «тянуться» за импульсом
Пружинка в руках позволяет увеличить силу импульса. Пружинка это хорошо

Положение корпуса и работа стопы. Подготовка

Есть один немаловажный момент, который портит очень многим людям повороты. Этот момент – неверная работа стопы .

Стопа, по сути, это то, на чем вращается весь ваш корпус, поэтому она по праву заслуживает части главы в этой статье. Стопу нельзя отделять от всего поворота, она первая реагирует на смещение рамки. Простым языком это можно определить так: направления стопы и корпуса всегда должны совпадать. В противном случае сразу смещается ось и поворот искажается. Еще важно отметить, что если вес при повороте уходит в середину стопы, то есть на подушечки стопы, то сама стопа во время поворота будет вращаться вокруг этой середины. Не пятка вокруг носка, а носок и пятка вокруг центра.

Для того чтобы сделать правильный поворот очень важно правильно сесть. Вы садитесь на ногу, ваш вес должен приходиться в середину опорной стопы. Это можно легко проверить, вытянув выпрямленную до кончиков пальцев руку по швам. Направление пальцев укажет расположение веса относительно стопы. Далее – просто. Всё в себя, спина прямая, лопатки назад, собрать все мышцы, которые найдете.

Руки перед собой на уровне груди ладонями вниз, кончики пальцев стыкуются в середине груди. Старайтесь сохранять такое положение корпуса в повороте. Если вы планируете создать сопряжение в руках, тогда их лучше вытянуть вперед, сохранив стык в указательных пальцах. Если импульс берется из корпуса, тогда локти лучше согнуть. Начните медленно повторять траекторию будущего поворота, проследите за тем, чтобы стопа вращалась вместе с телом. Молодцы.

Теперь о подготовке.

Правильная подготовка – залог хорошего поворота. Как правило, для того чтобы повернуться, достаточно скрутить верхнюю часть корпуса относительно нижней (плечи относительно бедер) на 45˚. При собранном прессе этого скручивания более, чем достаточно. Правило «чем больше замах – тем лучше поворот» работает весьма условно и только для протяженных, размазанных импульсов.
Если импульс берется сопряжением рук, то скручиваться и вовсе необязательно, хотя это и помогает психологически. Важно, что в таком варианте корпус поворачивается целиком, поскольку импульс приходит от руки.

Следите за объемом в руках. Если при скручивании вы уведете локоть назад, то плечо выйдет вперед и сломает вам весь объем. Корпус станет асимметричным, и скорее всего импульс будет кривым.

Вращение. Фокус

Этот этап, как правило, проходит слишком быстро и незаметно, поэтому описывать развернуто его нет смысла. Важно знать, что ваше состояние и ваша подготовка – 90% поворота. Вращение – результат того, как вы держите корпус и как вы взяли импульс.

Здесь также важно отметить момент концентрации. Для многих спин – это стресс. Поэтому, начав поворачиваться, такие люди напрягают мышцы, встают на носочки, закрывают глаза – в общем, делают все, чтобы испортить себе поворот. В повороте важно быть сконцентрированным, но не напряженным. Это как пользоваться гончарным кругом – любое неверное движение и все. Малейшее искажение или изменение положения или уровня во время поворота может его загубить.

Для того чтобы поворот можно было легче контролировать, а также для того чтобы не грохнуться из спина в обморок был придуман фокус. Фокус – это точка, которую держат во время поворота взглядом. У фокуса есть много преимуществ. В частности, налаживается работа вестибулярного аппарата. Конечно, после определенного количества тренировок. Переносить большое количество поворотов становится гораздо легче, если держишь точку, чем если ее не держишь. Также фокус здорово структурирует весь поворот. Организм знает, откуда он ушел и куда нужно прийти. Это дает ему возможность поворачиваться четче и легче.

Чтобы поймать фокус вам необходимо сначала выбрать точку, которая им станет. Лучше, если эта точка будет на уровне вашего взгляда. Приготовьтесь поворачиваться и медленно начните поворот, держа взглядом эту точку. Ваша голова останется на месте и вскоре поравняется с плечом. С этого момента начинается самое интересное. Если вы попытаетесь повернуть голову сейчас и вернуть точку, то у вас вряд ли получится: тело еще недостаточно развернуто. Поэтому вам нужно продолжить поворот корпуса и одновременно быстро перевести голову к другому плечу. Теперь вы видите точку вновь, и тело спокойно докручивается до головы.
Весь секрет именно в умении соотнести скорости вращения головы и тела. От момента, когда голова еще не может поймать точку с другой стороны до момента фиксации фокуса нужно заставить тело вращаться именно с такой скоростью, чтобы голове было удобно. Как-то так =)

Ось

Собственно, теперь о самом главном. Ось вращения – это та прямая, относительно которой поворачивается ваш корпус. Она должна проходить по оси симметрии тела и, если вы стоите на одной ноге в подготовке – по внутренней части этой ноги. Ось важно сохранять прямой. Любой наклон вызывает асимметрию и искажает ось. Поворот с искаженной осью требует дополнительного и совсем другого балансирования. Такие вращения мы трогать не будем.

Поворот во многом определяется тем, где находится его ось. У многих людей эта ось во время вращения расположена на самой опорной ноге. Не сказать, чтобы это было критично, но такой стиль поворотов лишает его обладателя многих преимуществ. Во-первых, время: поворот вокруг ноги имеет больший радиус, поэтому занимает больше времени. Во-вторых, скорость, собственно, по той же причине. Большой радиус не позволяет набрать высокую скорость вращения. В-третьих, баланс: поскольку поворот вокруг ноги длиннее и занимает больше времени, то увеличивается вероятность потери равновесия в нем.

Другими словами, поворот вокруг оси симметрии лучше управляется, он быстрее и четче.

Поворот вокруг ноги часто случается, если человек пытается поворачиваться на цыпочках. Встав на пальцы, он автоматически смещает ось на ногу.

В общем виде, для того чтобы поворачиваться вокруг оси, ваш корпус должен закручивать поворот одной частью (плечо+бедро), и раскручивать его противоположной. Тогда ось останется посередине.

И еще немного о весе . Если во время вращения опустить весь вес тела в пол, но ось также сместится на ногу. То есть, давить во время поворота на опорную ногу не рекомендуется. Во время вращения вес нужно «поднять» в центр корпуса, как если бы вы танцевали твист.

Итак, вкратце перечислим основные принципы вращения:

  • Залог успешного поворота – правильная подготовка. Настройтесь на поворот, сосредоточьтесь, соберите корпус. Сядьте на опорную ногу, вес на подушечке стопы. А теперь поднимите вес над полом, в центр корпуса. Руки перед собой, голова прямо, глаза держат точку. Скрутите плечи либо создайте пружинку. Помните: пружинка держится, пока ваши мышцы собраны.
  • От скручивания корпуса создается сопряжение в нем, если пресс собран. Начните вращение плечами, затем, после того как корпус придет в ровное положение – всей рамкой. Импульс уже окажется у вас в теле. Помните: стопа сама вращается вокруг себя – это залог того, что вы держите ось. Во время вращения переведите голову и поймайте фокус.
  • Чтобы остановить поворот упритесь ногой в пол либо зажмите грудные мышцы и мышцы пресса. Помните: зажатые мышцы гасят импульс
  • Выдохните и улыбнитесь

Спасибо за внимание!

"В обще то я могу сделать 60 пируэтов, в хороший день", - заявляет с улыбкой молодая 12-летняя обладательница рекорда по последовательным вращениям (серии пируэтов без остановки), София Лучия.

София Лучия побила рекорд по количеству пируэтов (55) и вписала свое имя в "книгу Рекордов Гинесса" 30 марта 2013 года. Примечательно, что во время вращения на ней были не простые или , а обувь для степа фирмы Capezio.

Предлагаем вам посмотреть видео на котором запечатлен рекорд:

Ну так как, вы хотите узнать секреты вращения, которыми поделилась София Лучия и улучшить свои личные достижения во вращении пируэтов?

#1. Осанка

Вращения выполняют с подтянутым и ровным корпусом, "копчик втянуть", "шея длинная", подбородок смотрит на верх. Это поможет вам выравнять баланс и подтянуть ось, необходимую для долговременных вращений. "Мой первый совет для танцовщиков, кто действительно хочет добиться впечатляющих результатов - Я занимаюсь балетом более 15 часов в неделю, посещаю пилатес и частные джазовые уроки. Считаю, что это помогает мне быть в отличной форме, что в свою очередь помогает мне вращаться так долго, насколько хватает форса и насколько позволяет танцевальная обувь." - говорит София Лучия.

#2. Точка

Все танцоры знают, что для вращения нужно "держать точку", но вот интересно, в состоянии ли вы менять точку достаточно быстро? Для того, чтобы вращаться долго и много, вам нужно тренировать резкую и молниеносную смену точки. Точку следует держать на уровни ваших глаз и чуть выше. Не смотрите на пол, а то вы там и окажетесь.

#3. Выравнивание (крест)

"Следует сконцентрироваться на выравнивании линии плеч с линией таза, они должны быть параллельны." - объясняет София Люсия. Если во время начала вращений не выровнять линии плеч и таза, вы не сможете поймать баланс и ваше вращение будет не долгим, максимум 3 пируэта. Для этого следует тренироваться у зеркала, встаньте в релеве и убедитесь, что линии плеч и таза (бедер) параллельны.

Так же, перед зеркалом, следует контролировать положение тела, станьте боком и убедитесь, что вы не наклонены вперед или не откинуты слишком назад.

#4. Баланс

Выполняя пируэты, вы балансируете на полупальце (релеве), практикуйте баланс без вращения. Если вы не можете простоять на полупальце не вращаясь, значит и в повороте вы не устоите. Практикуйте баланс на полупальцах без вращения, тренируйте и левую и правую ногу, следует стоять по восемь счетов в очень медленном темпе, это укрепит вашу ось.

Какие типы вращения вы тренируете, классические выворотные или джазовые закрытые? Тренируйте каждые из типов балансировки пока не сможете, вам это пригодится в карьере танцовщика, в современных шоу-группах используют все виды техник. Что бы было интересней и не так скучно, устройте соревнование с друзьями по классу - кто простоит дольше в позиции пируэта без вращения?

#5. Ваш большой палец

Куда смотрит ваш палец при вращении? Если ваш палец не смотрит в туже сторону, что и колено, такое вращение считается не правильным и вы не сможете добиться мульти-вращения. Встаньте на полупалец и убедитесь, что вы не "косолапите", что большой палец смотрит туда же куда и колено. Нет ничего хуже, чем косолапый танцор!

Если стопа расположена правильно, вес распределяется тоже правильно и вы сможете выстроить лучшую ось для вращения. Убедитесь, что во время вращения вы не прыгаете на полупальце, не "играете" вниз и вверх и ваш подъем натянут максимально. На протяжении всего вращения следует стоять на максимальном возможном полупальце.

#6. Используйте танцевальный пол (паркет)

Отталкивайтесь от пола из глубокого плие со всей силой, что бы задать максимально возможную энергию вращения. Представьте игрушку на пружинке "Чертик в коробке", вы нажимаете ее вниз в коробку а когда открываете, она как бы выстреливает с максимальной силой вверх при этом вы направляете эту энергию во вращение при помощи рук.

Отталкивайтесь из плие с достаточным усилием, что бы встать на полупалец и вытянуть колено, и конечно же не больше чем нужно, а то можно не устоять.

Так же, существует техника, при которой во время выполнения плие, танцовщик делает выдох и затем краткий вдох во время первого поворота, что позволяет усилить момент вращения используя дополнительный форс.

#7. Соответствующая обувь

София Лучия (Sophia Lucia) установила рекорд по количеству пируэтов в туфлях для степа от всемирно известного бренда Capezio. Она обнаружила, что гладкая металлическая поверхность пластины на носке, позволила ей вращаться без особого трения о пол. Таким образом, в зависимости от хореографии, одевайте специализированную . Без обуви делать вращение не рекомендуется, можно счесать кожу на подушечках стоп.

#8. Руки

Вы заметили, что совершая серию пируэтов, руки в последующих поворотах ближе к телу чем в первом повороте? Совершенно верно! Во время серии пируэтов очень важно не растерять энергию вращения, для этого танцовщик должен умело собирать руки к корпусу, распределить энергию на каждый поворот, так, что бы в каждом последующем руки были немного ближе чем в предыдущим. Попробуйте на практике, если руки не сводить, то и вращение будет не быстрым и не долгим, а если резко забрать руки к телу, то вы резко закрутитесь с большей скоростью.