Анатолий якимов, август ревзон инновационная тренировка выносливости в циклических видах спорта. «Мамонты»: Фрагменты текста книги «Инновационная тренировка выносливости в циклических видах спорта Соотношение объемов средств развития локальной выносливост

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ………3

ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫНОСЛИВОСТИ И МЕТОДИКА ЕЕ РАЗВИТИЯ………………………………………………………… …..5

1.1. ВЫНОСЛИВОСТЬ КАК ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО……………..5

ГЛАВА 2 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ В ЦИКЛИЧЕСКИХ ВИДАХ СПОРТА НА ПРИМЕРЕ ПЛАВАНИЯ..19

2.2 СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ПЛОВЦА…………………………………………...24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… …….. 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………. 33

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………… ………..35
ВВЕДЕНИЕ

В мире существует классификация, согласно которой все виды спорта, связанные с проявлением двигательной активности, подразделяются на пять основных групп: скоростно-силовые, циклические, со сложной координацией, спортивные игры и единоборства. В основе такого подразделения лежит общность характера деятельности, а, следовательно, и общность требований к видам спорта, входящим в ту или иную группу.

Циклические виды спорта - это виды спорта с преимущественным проявлением выносливости (легкая атлетика, плавание, лыжные гонки, конькобежный спорт, все виды гребли, велосипедный спорт и другие), отличаются повторяемостью фаз движений, лежащих в основе каждого цикла, и тесной связанностью каждого цикла с последующим и предыдущим.

Выносливость – важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. Она отражает общий уровень работоспособности человека.

Являясь многофункциональным свойством человеческого организма, выносливость интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного и до целостного организма. Однако, как показывают результаты современных научных исследований, в преобладающем большинстве случаев ведущая роль в проявлениях выносливости принадлежит факторам энергетического обмена и вегетативным системам его обеспечения – сердечнососудистой и дыхательной, а также центральной нервной системе.

В основе циклических упражнений лежит ритмический двигательный рефлекс, проявляющийся автоматически. Цикличное повторение движений для перемещения собственного тела в пространстве - суть циклических видов спорта. Таким образом, общими признаками циклических упражнений являются:

1. Многократность повторения одного и того же цикла, состоящего из нескольких фаз;

2, Все фазы движения одного цикла последовательно повторяются в другом цикле;

3. Последняя фаза одного цикла является началом первой фазы движения последующего цикла;

Занятия циклическими видами спорта оказывают весьма разностороннее влияние на организм человека. Способствуют равномерному развитию мышц, тренируют и укрепляют сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы, опорно-двигательный аппарат, повышают обмен веществ.

Цель работы: Раскрыть основные методы воспитания выносливости в циклических видах спорта на примере плавания.

Перед работой были поставлены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать состояние проблемы исследования в литературе.

2. Охарактеризовать цмкличесуцю выносливость как одно из необходимых физических качеств.

3. Указать основные методы развития циклической выносливости.

4. Выявить методы развития общей и специальной выносливости у спорцменов в циклических видах спорта.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение научно-педагогической литературы по вопросам развития общей и специальной выносливости спорцмена, анализ и обобщение.

Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, включающих по 2 параграфа, заключения, приложения, списка использованных источников, включающего 25 источников. Объем работы составляет 37 страницы.

Глава 1. Характеристика выносливости и методика ее развития.

1.1. Выносливость как физическое качество.

В теории и методике физической культуры выносливость определяют, как способность поддерживать заданную, необходимую для обеспечения профессиональной деятельности, мощность нагрузки и противостоять утомлению, возникающему в процессе выполнения работы. Поэтому выносливость проявляется в двух основных формах:

    • в продолжительности работы на заданном уровне мощности до появления первых признаков выраженного утомления.
    • в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.

Приступая к тренировке, важно уяснить задачи, последовательно решая которые, можно развивать и поддерживать свою профессиональную работоспособность. Эти задачи заключаются в целенаправленном воздействии средствами физической подготовки на всю совокупность факторов, обеспечивающих необходимый уровень развития работоспособности и имеющих специфические особенности в каждом виде профессиональной деятельности. Решаются они в процессе специальной и общефизической подготовки. Поэтому различают специальную и общую выносливость .

Специальная выносливость – это способность к длительному перенесению нагрузок, характерных для конкретного вида профессиональной деятельности. Специальная выносливость – сложное, многокомпонентное двигательное качество. Изменяя параметры выполняемых упражнений, можно избирательно подбирать нагрузку для развития и совершенствования отдельных её компонентов. Для каждой профессии или групп сходных профессий могут быть свои сочетания этих компонентов.

Выделяют несколько видов проявления специальной выносливости:

К сложно-координированной, силовой, скоростно-силовой и гликометической анаэробной работе;

Статическую выносливость, связанную с длительным пребыванием в вынужденной позе в условиях малой подвижности или ограниченного пространства;

Выносливость к продолжительному выполнению работы умеренной и малой мощности;

К длительной работе переменной мощности;

К работе в условиях гипоксии (недостатка кислорода);

Сенсорную выносливость – способность быстро и точно реагировать на внешнее воздействие среды без снижения эффективности профессиональных действий в условиях физической перегрузки или утомления сенсорных систем организма. Сенсорная выносливость зависит от устойчивости и надёжности функционирования анализаторов: двигательного, вестибулярного, тактильного, зрительного, слухового.

Под общей выносливостью понимается совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности и составляющих неспецифическую основу проявления работоспособности в различных видах профессиональной или спортивной деятельности .

Физиологической основой общей выносливости для большинства современных видов профессиональной деятельности являются аэробные способности, они относительно мало специфичны и мало зависят от вида выполняемых упражнений. Поэтому, например, если вы в беге или плавании сумеете повысить свои аэробные возможности, то это улучшение скажется и на выполнение упражнений в других видах деятельности, например, в лыжах, гребле, езде на велосипеде и других. Чем ниже мощность выполняемой работы и больше количество участвующих в ней мышц, тем в меньшей степени её результативность будет зависеть от совершенства двигательного навыка и в большей – от аэробных возможностей. Функциональные возможности вегетативных систем организма будут высокими при выполнении всех упражнений аэробной направленности. Именно поэтому выносливость к работе такой направленности имеет общий характер и её называют общей выносливостью.

Общая выносливость является основой высокой физической работоспособности, необходимой для успешной профессиональной деятельности. За счёт высокой мощности и устойчивости аэробных процессов быстрее восстанавливаются внутримышечные энергоресурсы и компенсируются неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма в процессе самой работы, обеспечивается переносимость высоких объемов интенсивных силовых, скоростно-силовых физических нагрузок и координационно-сложных двигательных действий, ускоряется течение восстановительных процессов в периоды между тренировками.

Общая выносливость необходима каждому спортсмену, как прочный фундамент, база, на большом фоне которой можно переходить к любому другому виду деятельности более узконаправленной.

Другие виды выносливости.

В зависимости от количества участвующих в работе мышц, различают также глобальную, региональную и локальную выносливость.

Глобальная работа вызывает наибольшее усиление деятельности кардиореспираторных систем организма, в её энергетическом обеспечении больше доля аэробных процессов.

Региональная работа приводит к менее выраженным метаболическим сдвигам в организме, в её обеспечении возрастает доля анаэробных процессов.

Локальная работа не связана со значительными изменениями состояния организма в целом, но в работающих мышцах происходит существенное истощение энергетических субстратов, приводящее к локальному мышечному утомлению. Чем локальнее мышечная работа, тем больше в ней доля анаэробных процессов энергообеспечения при одинаковом объеме внешне выполненной физической работы. Такой вид выносливости характерен для выполнения большинства трудовых операций современных профессий.

Выносливость, как у пловцов, так и у других спортсменов зависит от уровня подготовленности органов и систем (особенно сердечно-сосудистой, центральной нервной и дыхательной системы).

В основе физиологического механизма развития выносливости у пловцов лежит повышение сопротивляемости организма утомлению благодаря совершенствованию всех его функций.

В спортивной практике выносливость пловца условно делят на специальную и общую. Общая выносливость характеризуется работоспособностью пловца при выполнении любых физических упражнений, а специальная выносливость пловца – лишь при выполнении наиболее специфичных упражнений. В спортивном плавании видов специальной выносливости практически столько же, сколько и соревновательных дистанций. Следует отметить, что стайерская выносливость менее специфична, чем спринтерская; этот вид выносливости называют общей. В связи с введением в программу соревнований по плаванию на открытой воде дистанций 5 и 25 км выделяется выносливость на сверхдлинные дистанции.

Уровень развития выносливости зависит от энергетического, морфологического и психологического факторов. Энергетический фактор обусловлен особенностями энергообеспечения работоспособности пловца на дистанциях различной длины. Морфологический фактор определяется строением мышц, жизненной емкостью легких, объемом сердца, капилляризацией мышечных волокон. Психологический фактор связан с устойчивостью к неблагоприятным внешним воздействиям, мобилизацией, умением преодолевать неприятные ощущения .

Специальная выносливость, необходимая пловцу для поддержания высокой скорости плавания на протяжении всей дистанции, называется скоростной выносливостью, а та, которая важна для долгого выполнения силовых упражнений – силовой выносливостью. Развитие общей выносливости является фундаментом для совершенствования скоростной выносливости пловца, а упражнения, направленные на развитие скоростной выносливости пловца, будут повышать уровень и его общей выносливости. Таким образом, развитие двух видов выносливости осуществляется во взаимодействии.

1.2. Методы развития выносливости.

Для развития выносливости применяются разнообразные методы тренировки, которые можно разделить на несколько групп: непрерывные и интервальные, а также контрольный (или соревновательный) методы тренировки. Каждый из методов имеет свой особенности и используется для совершенствования тех или иных компонентов выносливости в зависимости от параметров применяемых упражнений. Варьируя видом упражнения (ходьба, бег, лыжи, плавание, упражнения с отягощением или на снарядах и т.д.), их продолжительностью и интенсивностью (скоростью движений, мощностью работы, величиной отягощений), количеством повторений упражнения, а также продолжительностью и характером отдыха (или восстановительных интервалов), можно менять физиологическую направленность выполняемой работы.

Равномерный непрерывный метод заключается в однократном равномерном выполнении упражнений малой и умеренной мощности продолжительностью от 15 – 30 минут и до 1 – 3 часов, то есть в диапазоне скоростей от обычной ходьбы до темпового кроссового бега и аналогичных по интенсивности других видов упражнений. Этим методом развивают аэробные способности. В такой работе необходимый для достижения соответствующего адаптационного эффекта объём тренировочной нагрузки должен быть не менее 30 минут. Слабо подготовленные люди такую нагрузку сразу выдержать не могут, поэтому они должны постепенно увеличивать продолжительность тренировочной работы без наращивания её интенсивности. После примерно 3-х минутного периода врабатывания устанавливается стационарный уровень потребления кислорода. Увеличивая интенсивность работы (или скорость передвижения), интенсифицируют аэробные процессы в мышцах. Чем выше скорость, тем больше активизируются анаэробные процессы и сильнее выражены реакции вегетативных систем обеспечения такой работы, а уровень потребления кислорода поднимается до 80 – 95 % от максимума, но не достигает своих «критических» значений. Это достаточно напряжённая для организма работа, требующая значительной напряжённости в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, проявления волевых усилий. При этом частота сердечных сокращений достигает 130-160 уд/мин, объём лёгочной вентиляции – 160-190 литров/мин, давление в первые 3-4 минуты возрастает до 180-200 мм.рт.ст., а затем стабилизируется примерно на уровне 140-160.

Краткое описание

В основе циклических упражнений лежит ритмический двигательный рефлекс, проявляющийся автоматически. Цикличное повторение движений для перемещения собственного тела в пространстве - суть циклических видов спорта. Таким образом, общими признаками циклических упражнений являются:
1. Многократность повторения одного и того же цикла, состоящего из нескольких фаз;
2, Все фазы движения одного цикла последовательно повторяются в другом цикле;
3. Последняя фаза одного цикла является началом первой фазы движения последующего цикла;

ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫНОСЛИВОСТИ И МЕТОДИКА ЕЕ РАЗВИТИЯ……………………………………………………………..5

1.1. ВЫНОСЛИВОСТЬ КАК ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО……………..5
1.2. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ…………………………9

ГЛАВА 2 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ В ЦИКЛИЧЕСКИХ ВИДАХ СПОРТА НА ПРИМЕРЕ ПЛАВАНИЯ..19

2.1 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ…………..19
2.2 СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ПЛОВЦА…………………………………………...24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………. 33

На прошлой неделе мы сообщали, что издательство «Спорт» выпустило в свет книгу «наших мамонтов» А. М. Якимова и А. С. Ревзона . Идя навстречу пожеланиям читателей сайта, высказанных в комментариях к той новости, публикуем фрагменты авторского текста по главам

I. Методы тренировки выносливости

(здесь 9 методов)

«1.7 Моделирующий метод.

Мы понимаем, что все изложенные выше методы тренировок все-таки не вызывают физиологической реакции организма, соответствующей той, которая проявляется во время преодоления дистанции на соревнованиях, и поэтому не могут на достаточном уровне подготовить к ней спортсмена. Этого легче добиться при преодолении соревновательной дистанции на время с максимальным напряжением сил. Однако слишком частое преодоление в тренировке дистанций (особенно 800-метровых и длиннее) со 100-процентной интенсивностью истощает организм, плохо воздействуя и на психику спортсмена. А ведь атлету в практической деятельности так необходимы методы, которые были бы очень близкими по психологическим и физиологическим ощущениям к тем, с которыми он сталкивается в соревновании, но и более щадящими. Вначале мы теоретически разработали, а затем на практике проверили следующие предположения. Если во время тренировки частота сердечных сокращений начнет увеличиваться и достигнет уровня, соответствующего соревновательному, а спортсмену в этот момент дать небольшой отдых, достаточный для частичного возмещения кислородного долга, и отчасти обеспечить восстановление частоты пульса (например от 185 до 170 уд./мин), и затем вновь продолжить тренировку, то вполне очевидно следующее (как это и показали исследования): данный метод будет истощать организм спортсмена не в такой степени, как при контрольном и соревновательном методах.

Пример.

Примером применения данного метода тренировки для средневика (800 м – 1.50) может служить следующая работа: 400 м со старта со скоростью, запланированной на соревнованиях (55 с), отдых – 20 с, преодоление 200 м за 26 с, отдых – 10 с, преодоление 200 м за 28 с. Общее время преодоления соревновательной дистанции – 1.49,0, а суммарное время, включая отдых – 2. 19,00.

Приводим необходимые условия использования моделирующего метода:

1. Отдых не должен быть продолжительным (частота пульса должна снизиться не более, чем на 15–20 уд./мин).

2. Каждый очередной отрезок должен быть равен или короче предыдущего.

3. Первый отрезок должен быть равным или (для стайеров) несколько короче половины соревновательной дистанции.

4. Общее время должно быть близким к тому результату, который спортсмен показывает на дистанции в соревнованиях (или лучше).

Применять в тренировке моделирующий метод следует так же осторожно, как и отрезки, пробегаемые с максимальным усилием. Его рекомендуется включать в тренировку, после того как спортсмен приобрел специальную выносливость. Таким образом, больше всего он подходит к периоду особенно интенсивной тренировки или к этапу подведения к основным соревнованиям сезона.»

II. Интегральная система тренировки

«Если бегуны в своей тренировке будут применять в одном тренировочном занятии сочетание нескольких тренировочных методов, то уменьшается возможность адаптации к однообразной тренировочной нагрузке. Возникает диалектическое противоречие: с одной стороны, адаптация организма к раздражителю – необходимое условие для выполнения большой по интенсивности и, как правило, по объему нагрузки; с другой стороны, с приспособлением организма спортсмена к нагрузке происходит ослабление ответной реакции. Возникает необходимость в вариативности тренировочной нагрузки и её повышении. Отсюда неукоснительно следует вывод: для получения нужной ответной реакции на воздействие тренировки нельзя создавать стандартные условия, к которым организм быстро адаптируется. Прежде всего, это относится к тренировочным нагрузкам – они не должны быть одинаковыми по объему, интенсивности, количеству и последовательности выполнения беговых отрезков.

Исходя из вышеизложенного, схема построения нагрузки в структуре одного тренировочного занятия с несколькими методами тренировки будет более эффективной по сравнению с преимущественным использованием одного метода. И строиться эта схема должна на инновационных принципах.

Интегральная (вариативная) система тренировки базируется на принципах построения тренировочных нагрузок, явно отличающихся от традиционных принципов теории спортивной тренировки (имеется в виду постепенность, волнообразность, разнонаправленность, «запаздывающая» трансформация, «объемомания» с ее пресловутым «перевариванием»! больших объемов)

Эти инновационные принципы тренировки были получены и сформулированы после обобщения результатов многолетних наблюдений и опыта нашей тренерской работы, анализа литературы и статистического анализа годовых тренировочных циклов, включающих более 15 тыс. тренировочных и соревновательных результатов бегунов СССР, спортивные достижения которых приближались к уровню мировых рекордов.»

III. Инновационные принципы тренировки

(здесь 7 принципов)

«1. Принцип независимости лучших спортивных результатов от интенсивности и объема тренировки , казалось бы, противоречит общепринятому мнению - ведь спортсмен тренируется для того, чтобы улучшать свои результаты. Однако тренировочный процесс является сложной смесью тренировочной работы и восстановительных процессов, цели которых противоположны, а средства одинаковы: это бег, но различной интенсивности. Бегая с достаточно высокой интенсивностью, спортсмен выполняет тренировочную работу, и его работоспособность снижается. Бегая с низкой интенсивностью, спортсмен восстанавливается, т.е. повышает свою работоспособность. Отсюда очевидно, что нельзя смешивать эти две части тренировочного процесса, формально суммируя километры интенсивного и восстановительного бега. Таким образом, «цена» каждого километра при определении объема тренировки различна в зависимости от интенсивности бега. Очевидно и то, что, сколько бы ни увеличивался объем только восстановительного бега, никакого влияния на улучшение спортивных результатов это не окажет. Следовательно, высокие спортивные результаты не могут непосредственно зависеть от восстановительной части тренировочного процесса. Не могут они зависеть и от интенсивности, и от объема всей тренировки в целом, которая включает в себя восстановительную и интенсивную часть, являющуюся тренировочной работой в полном смысле этого слова. Независимость лучших спортивных результатов от интенсивности и объема тренировки статистически подтверждена связанным анализом рядов динамики лучших спортивных результатов, интенсивности и объема всей тренировки в целом.»

IV. Планирование круглогодичной интегральной тренировки бегунов на выносливость.

«Прежде чем ознакомиться с недельным циклом тренировки стайеров на весеннем этапе, есть смысл остановиться на авторской концепции тренинга в условиях среднегорья. (Повторяем: этой концепцией, на наш взгляд, вполне можно воспользоваться нашим олимпийцам на заключительном этапе подготовки – время еще есть)

О ТРЕНИРОВКЕ СТАЙЕРОВ В СРЕДНЕГОРЬЕ

Сравнительный анализ результатов, показанных стайерами-«равнинниками» в среднегорье и на уровне моря, обзор научных исследований, связанных с гипоксией, а также собственный тренерский опыт подготовки высококвалифицированных бегунов позволили авторам разработать свою концепцию пробегания различных тренировочных отрезков и других видов бега «равнинниками», тренирующимися в горах после 3–5 дней адаптации.

ВОТ ЕЕ ПРИНЦИПЫ:

Первый. Если бегуны в тренировочные занятия в среднегорье включают спринтерские отрезки (100, 200, 300, 400, 500, 600, 800 м), то их следует пробегать с такой же скоростью, как если бы они тренировались в этот же период в условиях равнины. Однако интервалы отдыха между отдельными отрезками и сериями в среднегорье должны быть увеличены на 1–2 мин. Кстати, такой же принцип использовали в своей тренировке известные стайеры-«горцы» – К. Кейно, Гаммуди и др.

Второй. Если в тренировочное занятие бегунов в среднегорье включаются средние отрезки (1000, 1200, 1600, 1800, 2000 м), то их следует преодолевать на 25–30, 35–40 с медленнее по сравнению с равнинными условиями. Это связано с тем, что по прибытии в среднегорье (равно как и при «подъеме» в гипобарической камере) обнаруживается снижение МПК в прямой зависимости от барометрического или от парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе. При этом интервалы отдыха между отдельными отрезками и между сериями должны быть на 2–3 мин продолжительнее, чем на равнине.

Третий. Если в тренировочное занятие бегунов в среднегорье включаются длинные отрезки (3000, 5000, 10 000 м), то они должны преодолеваться спортсменами медленнее – соответственно на 1–2–3 мин по сравнению с равнинными условиями. При этом интервалы отдыха должны быть на 5–6 мин продолжительнее, чем на равнине.

Четвертый. Если в тренировочное занятие в среднегорье спортсмены включают темповый бег на 15–20 км, то время пробегания должно быть значительно большим, чем в равнинных условиях (56–58 мин и 78–80 мин).

Пятый. Если в тренировочное занятие бегуны включают длительный кросс, восстановительный или легкий бег, то 1 км в этих видах бега они должны преодолевать за 5 мин и медленнее.

Шестой. Бегунам надо постоянно напоминать, чтобы они обращали внимание на технику бега (в первую очередь, с акцентом! на повышенную частоту беговых шагов).

Важно отметить, что у стайеров-«равнинников» после спуска с гор наблюдается разбалансировка в технике бега, проявляющаяся в настойчивой тенденции возврата к привычным параметрам длины и частоты шагов. По нашим наблюдением, такая рассогласованность в технике бега после «приземления» на равнину у стайеров неодинакова. Она зависит в основном от индивидуальных особенностей стиля бега спортсменов в равнинных условиях.

Приведем пример. Допустим, мы имеем дело с 2 стайерами. Первый в сложившейся технике бега на равнине тяготеет к длине бегового шага, а второй в этих же условиях – к частоте. Так вот, после спуска с гор у первого – «длинновика» – прослеживается следующая тенденция: на протяжении 12–15 дней у него будет сохраняться приобретенная в горах повышенная частота шагов (за счет некоторого укорочения их длины), хотя в дальнейшем (к нашему сожалению) он может вернуться к своему привычному стилю бега с акцентом на длину шагов. У второго же бегуна – «частотника» – частота шагов также возрастет, но такая картина будет наблюдаться только на протяжении 3–6 дней.

Таким образом, разбалансировка в длине и частоте беговых шагов носит временный характер. Но она может оказаться весьма полезной для улучшения спортивных результатов. Именно в указанные сроки большинство наших подопечных устанавливали личные рекорды. В свое время Н. Радостев и Ю. Михайлов пробились в состав сборной

команды СССР по кроссу, не находясь на централизованной подготовке. Они стали призерами чемпионата мира по кроссу в составе сборной команды страны, а также призерами чемпионата СССР в беге на длинные дистанции».

Резюме: Не слово, а дело теперь за вами, уважаемые господа специалисты, тренеры и спортсмены.

Циклические виды спорта - это виды спорта с преимущественным проявлением выносливости (легкая атлетика, плавание, лыжные гонки, конькобежный спорт, все виды гребли, велосипедный спорт и другие), отличаются повторяемостью фаз движений, лежащих в основе каждого цикла, и тесной связанностью каждого цикла с последующем и предыдущим. В основе циклических упражнений лежит ритмический двигательный рефлекс, проявляющийся автоматически. Цикличное повторение движений для перемещения собственного тела в пространстве — суть циклических видов спорта. Таким образом, общими признаками циклических упражнений являются:

1. Многократность повторения одного и того же цикла, состоящего из нескольких фаз;

2, Все фазы движения одного цикла последовательно повторяются в другом цикле;

3. Последняя фаза одного цикла является началом первой фазы движения последующего цикла;

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет

Следует отметить, что развивать легче всего то качество, которое естественным ходом онтогенеза в данный период возрастного развития должно интенсивно совершенствоваться. Если не будет использован сенситивный период в развитии того или иного качества, наверстать упущенное не всегда возможно и, во всяком случае, гораздо труднее, чем использовать шанс, который дает природа. Есть и другой вывод. Если совсем не обращать внимание на развитие качеств, которые имеют под собой разные физиологические механизмы. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии выносливости и силы: чрезмерное увлечение силовой подготовкой в некоторые возрастные периоды может привести к снижению выносливости, а необоснованное преобладание упражнений на выносливость будет тормозить развитие силы.

Общая выносливость обеспечивает спортсмену возможность длительно выполнять работу, что обусловлено высокой функциональной способностью всех органов и систем организма. Именно это определяет роль отличной подготовленности в общей выносливости, как важнейшего условия для осуществления тренировочного процесса и как базы для последующего развития выносливости, но уже в более мощной работе.

Итак, уже на первом этапе воспитание выносливости должно быть включено в действие повышение силового потенциала. Здесь такие пути.

В первом - перед длительной работой умеренной интенсивности добавляются силовые упражнения, по возможности адекватные избранному виду спорта. Эти упражнения выполняется также в другое время дня.

Во втором - длительная работа умеренной интенсивности включает в себя периодическое кратковременное (1-5 мин) увеличение мощности выполняемого упражнения за счет проявления большой силы (подъем в гору, удлинение шага, переноска груза, превышение обычной амплитуды движение и др.).

В третьем - работа выполняется на уровне, несколько превышающем умеренную мощность, но позволяющем выполнять упражнение достаточно долго (30 мин и более).

При отборе в циклические виды спорта очень важно учитывать не только и не столько исходный уровень развития выносливости, сколько темпы прироста её за 1,5 года специализированных занятий.

Данная книга представляет собой, по существу, второе, пе­реработанное и исправленное, издание монографии «Локаль­ная выносливость в беге», вышедшей в 1997 году. Накоплен­ные за прошедшие годы материалы и их осмысление сделали возможным распространить выводы и рекомендации на дру­гие циклические виды спорта, а также на спортивные игры и единоборства. При этом сохранен основной предмет исследо­вания - различные стороны повышения производительности нервно-мышечного аппарата спортсменов. Другими словами, в книге рассматриваются проблемы улучшения так называемой локальной (мышечной) выносливости. Данная проблема, на наш взгляд, по-прежнему недостаточно разработана как в оте­чественной, так и зарубежной литературе, несмотря на много­численные работы, посвященные различным сторонам трени­ровки мышц, проводимой в контексте развития силы и сило­вой выносливости спортсменов. Это позволяет надеяться, что второе издание также найдет своего читателя.

Переходя к непосредственному описанию содержания кни­ги, следует рассмотреть вопрос - в каких случаях локальная выносливость (то есть компонент выносливости, связанный непосредственно с нервно-мышечным аппаратом) будет суще­ственным или даже решающим фактором повышения спортив­ного мастерства и почему эта проблема является актуальной?

Непосредственным ограничителем достижения более высо­кого результата при преодолении соревновательной дистанции является наступающее утомление. Поэтому основное, что дол­жно быть достигнуто в результате физической подготовки, это - отдаление момента утомления или повышение к нему устой­чивости организма. Среди факторов, приводящих к утомлению при различной длительности физической работы, выделяют «центральные»:

Утомление корковых центров двигательной зоны ЦНС и снижение частоты импульсации быстрых ДЕ;


недостаточную секрецию стресс-гормонов (катехоламионов) и глюкокортикоидов);

Недостаточную производительность миокарда и систем,
обеспечивающих адекватный региональный и локальный кро-
воток, что может приводить к мышечной гипоксии;

изменения в деятельности вегетативной нервной системы и многих железах внутренней секреции;

а также «периферические»:

Снижение массы фосфагенов;

Увеличение концентрации ионов водорода и лактата (мо­-
лочной кислоты);

Снижение потребления кислорода мышцами;

Снижение концентрации гликогена мышц и др.
Однако при более глубоком рассмотрении обеих групп фак-

торов, можно выдвинуть гипотезу,что большая мощность энер­гетических и сократительных систем, локализованных непосред­ственно в мышцах и определяющих локальную выносливость (ЛВ), позволяет отдалить наступление утомления, а также снизить нагрузки на «центральные факторы», интенсивное функционирование которых также может приводить к утомлению.

Несмотря на очевидную важность исполнительного звена двигательной системы (мышц) для спортивной работоспособ­ности, «центральному фактору», а именно производительнос­ти сердечно-сосудистой системы, «выносливости» централь­ной нервной и гормональной систем и т.п., длительное время относилось решающее значение. В то же время, очевидно, что существуют спортсмены, для которых периферическое звено двигательной системы будет являться лимитирующим факто­ром. Например, на средних и длинных дистанциях к усталости может приводить локальное утомление из-за накопления мо­лочной кислоты в мышцах. Это с равной вероятностью может явиться следствием:

Или недостаточной производительности сердечно-сосу-­
дистой системы и несовершенства региональных и локальных
механизмов перераспределения кровотока, приводящих к тка­-
невой гипоксии;

Или недостаточной аэробной мощности мышц.

Это же справедливо относительно других факторов, кото­рые можно отнести или к «центральному», или «периферичес­кому» звену.

Следовательно, даже в том случае, если сформулированная выше гипотеза окажется неверной, то всегда можно говорить о наличии двух генеральных совокупностях спортсменов:

Первая, у которых основными лимитирующими фактора­ми будут являться «центральные» (производительность ССС,утомление нервных центров, ограничения со стороны гормо­нальной системы и т.п.);

Вторая, у которых лимитирующим звеном являются периферические факторы, локализованные на уровне нервно-мышечного аппарата конечностей (алактатная, гликолитическая, аэробная производительность мышц, сила мышц и т.п.).

Большинство выводов и рекомендаций этой работы будет справедливо для тех спортсменов, у которых нет генетически обусловленных или приобретенных ограничений со стороны управляющих и обеспечивающих мышечную деятельность си­стем организма. Другими словами, мы рассматриваем тот слу­чай, когда в процессе тренировки производительность и совершен­ство функционирования «центральных» систем уже обеспечены или повышаются быстрее, чем производительность морфоструктур, локализованных непосредственно в основных мышцах спортсменов - т. е. в ситуации, когда в процессе длительной специализи­рованной тренировки мышцы становятся лимитирующим фак­тором физической работоспособности.

Как определить, являются ли у данного спортсмена «цент­ральные» системы лимитирующим звеном или нет?

Парадокс заключается в том, что ответа на этот вопрос в настоящее время в литературе нет. В рамках физиологии и био­химии спорта он должным образом не рассматривался. Это положение возникло, на наш взгляд, из-за высочайшего авто­ритета таких корифеев российской науки, как И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, проводивших свои исследо­вания проблем утомления в основном в области физиологии трудовой деятельности и сформулировавших фундаментальные выводы о решающей роли центральной нервной системы, глав­ным образом, для этого вида деятельности. Тем не менее этот вывод был совершенно необосновано распространен и на спорт (т. е. на экстремальную деятельность), где процессы утомле­ния также чаще всего рассматривались в этом ключе (Е.Б. Со­логуб, 1972; Н.В.Зимкин, 1975; Н.Н.Яковлев, 1983; А.С. Со-лодков, 1992).


Другое направление в исследовании утомления в спорте, в частности в циклических локомоциях (Г.Ф. Фольборт, 1956; II.И. Волков, 1969; А.З. Колчинская, 1983; В.Д. Моногаров 1980, 1986; Меленберг, 1990, и др.), признавая существенную роль исполнительного аппарата в развитие утомления, основ­ным фактором утомления мышц считает тканевую гипоксию, которая возникает, однако, «по вине» другой «центральной» системы - сердечно-сосудистой, которая, как предполагает­ся, не способна снабдить мышцы достаточным количеством кислорода в соответствии с их запросом во время интенсивной мышечной работы.

По нашему мнению, в настоящее время есть основания говорить о наличии т.н. функциональной или относительной тканевой гипоксии, которая является совершенно необходи­мым и биологически целесообразным следствием мышечной работы, так как является одним из «ключей» для запуска и регулирования системы энергообеспечения мышечных клеток. Также существуют доводы в пользу того, что гипоксические условия - необходимый фактор для индукции адаптивного синтеза белка, приводящего к повышению окислительного потенциала мышц под воздействием тренировки. Однако и это не более чем гипотеза, так как против нее свидетельствуют не­которые экспериментальные данные, представленные в этой монографии. Поэтому, не отрицая возможности существова­ния тканевой гипоксии у квалифицированных спортсменов при выполнении напряженной мышечной работы, мы счита­ем, что пока нет оснований полагать, что гипоксия является или ограничителем скорости ресинтеза АТФ в процессе мембранного (ды­хательного) фосфорилирования в митохондриях, или причиной утомления мышц.

Следовательно, мышечная гипоксия не является причиной явлений, которые связывают с утомлением. Например, таких, как: продукции и накопления молочной кислоты, повышен­ной скорости расхода углеводных запасов мышц, рекрутирования высокопороговых двигательных единиц (ДЕ) и мн. др.

Хотя, наверное, в конце дистанции может возникнуть си­туация, когда комплекс факторов, связанных с напряженной мышечной деятельностью, повышением температуры и обез­воживанием организма, может ухудшить функциональное со­стояние дыхательной системы, миокарда, систем крови, регу­ляцию сосудистых реакций и т.п. В этом случае ССС будет не­способна поставлять кислород к мышцам в прежнем объеме и теоретически может явиться фактором снижения производи­тельности мышечной работы. Однако, во-первых, как отмече­но выше, все эти явления так или иначе связаны с явлениями утомления в самих мышцах, а во-вторых, будет справедливо толь­ко для случая, когда изменения в мышечных клетках (наруше­ние в деятельности мембран, деградация нуклеотидов, сниже­ние рН и многое другое) еще в большей степени не ухудшит способность мышц утилизировать кислород.

Таким образом, следует согласиться с общим мнением, что проблема утомления в спорте, в частности в циклических ло-комоциях, чрезвычайно сложна и должна решаться биологами на фундаментальном уровне.

Во-первых, определить возможные подходы к такому по­строению тренировки, которое способствовало бы повышению производительности нервно-мышечного аппарата и тем самым «облегчила бы жизнь» «центральным» системам при преодо­лении дистанции, если в ходе дальнейших исследований все же выяснится, что главный источник утомления находится «в

Во-вторых, представить доказательства и эксперименталь­ную проверку того, что средства и методы тренировки в цик­лических локомоциях могут разрабатываться и обосновывать­ся без привлечения гипотезы о тканевой гипоксии как цент­ральном факторе утомления мышц.

Не ставя под сомнение важность «центральных механиз­мов», следует все же констатировать, что многочисленные на­учные исследования и методические разработки, направлен­ные на совершенствование тренировочного процесса в цик­лических видах спорта, в большинстве случаев проводились в контексте «первоочередности», «базовости», «решающей роли» обеспечивающих систем. Проблемы же улучшения локальной


выносливости (ЛВ) изучены существенно хуже и, как прави­ло, в аспекте тренировки силы или т.н. «силовой выносливос­ти». Однако проблема Л В существенно шире и для того, чтобы каждый тренер мог со знанием дела подходить к планирова­нию тренировочного процесса, в котором существенное место занимало бы целенаправленное воздействие на мышечный аппарат, необходимо создать у него целостное представление (модель организма человека и навыки имитационного моделирования), на основании которого можно было бы делать следующие обоснованные суждения:

о значимости мышечных компонентов для выносливости;

о месте такой тренировки в системе подготовки спорт­сменов;

о лимитирующих факторах работоспособности, связанных с мышечной системой;

обоптимальных средствах и методах тренировочных воз­действий на мышечные компоненты, определяющие выносливость;

о вариантах планирования тренировочного занятия, микро, мезо-, макроциклов и многолетней подготовки.

Поэтому авторы взяли на себя смелость рассмотреть, по мере воз- можности, все из перечисленных аспектов физической под­готовки и ее взаимосвязь с техникой локомоций, так как эти две стороны подготовленности не могут рассматриваться изолированно одна от другой.

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2

Страниц: 360

Год издания: 2009

Язык: Русский

В монографии рассмотрены биологические и педагогические аспекты повышения производительности основных мышечных групп спортсменов, занимающихся видами спорта на выносливость. Затронуты вопросы лимитирующих факторов функциональных возможностей скелетных мышц, средств и методов воздействия на мышечную систему и их взаимосвязи с формированием рациональной техники бега, принципов построения одного тренировочного занятия, микро-, мезо- и макроциклов. Высказаны некоторые гипотезы о совершенствовании структуры многолетней подготовки юных спортсменов в циклических видах спорта. Для магистрантов, аспирантов, специалистов в области физической культуры и спорта, спортивных медиков, преподавателей ссузов и вузов, тренеров, спортсменов.

Отзывы

Илья, Полтава , 08.12.2017
Тружусь в образовательной сфере, часто приходится качать методические исследования для работы. Приходилось иметь дело со многими сайтами, нередко случались сбои в получении текстов: приходили фрагменты, книги долго закачивались или совсем не загружались. Приходилось тратить много времени и оставался неприятный осадок от работы ресурсов. На данном сайте скачивание не составило труда: после смс-подтверждения "Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта" оказалась в моем компьютере (совершенно бесплатно). Благодарю разработчиков сайта. Предполагаю продолжить сотрудничество.

София, Краснодар , 27.11.2017
Люблю почитать в свободное время, но скачивать что-либо с интернета боюсь, можно прихватить лишнего. Скачала здесь. Все прошло чисто, как говорится: «без сучка, без задоринки». У меня есть книга, и нет ни одной нежелательной программы.

Те, кто смотрел эту страницу, также интересовались:




Часто задаваемые вопросы

1. Какой формат книги выбрать: PDF, EPUB или FB2?
Тут все зависит от ваших личных предпочтений. На сегодняшний день, каждый из этих типов книг можно открыть как на компьютере, так и на смартфоне или планшете. Все скачанные с нашего сайта книги будут одинаково открываться и выглядеть в любом из этих форматов. Если не знаете что выбрать, то для чтения на компьютере выбирайте PDF, а для смартфона - EPUB.

3. В какой программе открыть файл PDF?
Для открытия файла PDF Вы можете воспользоваться бесплатной программой Acrobat Reader. Она доступна для скачивания на сайте adobe.com